пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (10 класс)

 №1. Ознакомьтесь с фрагментом учебного сообщения на тему «Твердость и мягкость согласных в русском языке». Восстановите текст и проиллюстрируйте его примерами. 

Русские согласные различаются по твердости/мягкости. К парным по твердости/мягкости согласным относятся: _________________________________

Всегда твердыми являются звуки: ___________________________.

Всегда мягкими являются звуки: ____________________________. 

Мягкость согласного на письме обозначается: а) буквой ____ на конце слова, например: __________; перед твердыми согласными в середине слова, например: ___________; б) буквами _________________, например: ____________________________, __________________________, _________________________, _______________________, ______________________


№2. Дайте отгадки на фразеологические загадки.


1. Не пахнут и счет любят.

2. Бывает и белая, и в павлиньих перьях.

3. Ее мутят и в ступе толкут.

4. В огне не горит и в воде не тонет.

5. Мал, да дорог.

6. Разбегаются и на лоб лезут.

7. Свистит в карманах и в голове гуляет.

8. Его предоставляют и в карман за ним не лезут.

9. Сквозь нее можно провалиться, и в нее зарывают талант.

10. Он без костей, и его держат на привязи.

11. Ему ничего человеческое не чуждо и свойственно ошибаться.

12. Она не стоит свеч.


№3. Объясните происхождение слов «алфавит» и «азбука». 


№4. Определите, в каких сочетаниях, построенных по модели «прилагательное + существительное», оба слова имеют одинаковое строение, а в каких – разное. Укажите какое. 


Мéлок мелóк, звóнок звонóк, кругл круг, зло зло, коса коса, любая Любка, дорогá дорóга, светел свет. 


№5. Определите, для каких слов все приведенные морфологические признаки указаны правильно. Обведите соответствующие номера. В остальных примерах исправьте ошибки. 


1. МИД – существительное мужского рода, 2-го склонения. 

2. Широченный – качественное прилагательное в простой форме превосходной степени. 

3. Обеим – собирательное числительное в форме дательного падежа, множественного числа. 

4. Самими – определительное местоимение самый в форме творительного падежа. 

5. Разбегись – разноспрягаемый глагол разбежаться в форме повелительного наклонения, будущего времени. 

6. Вымыт – краткое страдательное причастие прошедшего времени. 

7. Жаль – предикативное наречие. 

8. Приведя – деепричастие совершенного вида от глагола привести

9. Вслед за – составной производный предлог.

10. Так что – подчинительный союз, выражающий причинные отношения.

11. Вряд ли – составная частица, выражающая сомнение.

№6. Определите тип предложения по количеству грамматических основ. Найдите «третье лишнее». Ответ поясните. 


1. Я помню, как мы шли здесь. Я помню, мы шли здесь. Я помню: мы шли здесь. 

2. Дно там песок с галькой, плотное. Там песок с галькой, дно плотное. Песок с галькой, дно там плотное. 

3. Далеко на том берегу ползли огни, они потухали и переливались. Далеко на том берегу, потухая и переливаясь, ползли они, огни. Огни далеко, на том берегу, они ползли, потухая и переливаясь.


№7. В синтаксисе есть особая группа так называемых эллиптических предложений. Примеры таких предложений приведены ниже. Проанализируйте их структуру и значение, объясните название. 


На столе – стопочка книг (А.Н. Толстой). 

Уж вечер (С. Есенин).

Марья – ему вслед, негромко: [«Хлеб, чай, съел?»] (А.Н. Толстой). 

Он – к воротам (И. Гончаров). 

Передо мною шар земной (К. Ваншенкин).

В сердце – тоска и зной (С. Есенин). 


№8. Принцип какого литературного направления сформулировал в своих работах критик В.Г. Белинский: «Мы требуем не идеала жизни, но самой жизни, как она есть. Дурна ли, хороша ли, но мы не хотим её украшать, ибо думаем, что в поэтическом представлении она равно прекрасна в том и другом случае, и потому именно, что истинна, и что где истина, там и поэзия». Назовите крупнейших представителей этого направления (не менее шести). 


№9. Знаменитый режиссер В. Немирович-Данченко в работе «Тайны сценического обаяния Гоголя» писал: «Самые замечательные мастера не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В «Ревизоре» же – одна фраза… и пьеса начата. Дана формула, и дан главнейший ее импульс – страх». Назовите эту фразу. Кто ее произносит? 


№10. Перед вами отрывок из книги известного лингвиста Н.М. Шанского. Назовите роман, о котором он пишет, и его автора. В чем состоит художественное своеобразие этого романа? 


Поэзия авторского вдохновения в нем неразрывно связана с изображаемой прозой жизни. Совершенно неповторимы его (только лишь ему свойственные) поэтические краски. Внешне беспорядочное «собранье пестрых глав», как назвал свой роман автор, представляет собой хорошо продуманную – хотя в процессе написания и меняющуюся – образную систему. В нем поразительно точно отражена и драматическая эпоха первой четверти 19 века, и трепетная душа поэта, и настоящая любовь к несчастной родине. В то же время в романе содержится поистине бездна «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», принадлежащих, как сейчас модно говорить, к общечеловеческим ценностям. 



Ссылка на файл с ответами - ссылка