№1. Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Багрицкого «Стихи о соловье и поэте». Выполните задания.
И птица поет. В коленкоровой мгле
Скрывается гром соловьиного лада…
Под клеткою солнце кипит на столе –
Меж чашек и острых кусков рафинада.
1) В каких словах все согласные глухие?
2) В каких словах все согласные звонкие?
3) В каких словах звуков больше, чем букв?
4) В каком слове звуков меньше, чем букв?
№2. Определите значение выделенных в предложениях устаревших слов.
1) Быль и сказка, сливаясь, как струи в реке,
Нам расскажут о подвигах бранных (К. Симонов).
2) Трибун велеречивый спит, и оскудел мудрец (И. Эренбург).
3) Неужто без руля и без ветрил
Мы будем врозь блуждать по морю ночью? (Д. Самойлов)
4) Пусть небо зажжется денницей (В. Брюсов).
5) Как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно (Н. Гоголь).
6) Тороватому боярину слава! (М. Лермонтов)
№3. Происхождение каких фразеологизмов описано в приведенных ниже текстах? Что означают эти фразеологизмы?
1) Так на географических картах обозначают неисследованные районы.
2) Восходит к распространенному в прошлом в Европе обычаю вождения медведей, быков, лошадей, ослов на веревках с кольцом, продетым через нос.
3) От имени Гомера, изобразившего в «Илиаде» пиршества олимпийских богов и их громогласный смех.
4) Из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», в которой так характеризуется конторщик Епиходов – с ним постоянно случаются какие-нибудь неприятности.
5) В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» эти слова звучат в самый критический момент боя.
6) Восходит ко временам рыцарских турниров. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на копье платок, подаренный ею. Это свое утверждение рыцари отстаивали в поединке.
№4. Найдите в тексте все слова, образованные суффиксальным способом, назовите для них производящее слово, обозначьте словообразовательный суффикс.
Метель! Метель!! Как неожиданно!! А до того времени стояла прекрасная погода. В полдень слегка морозило; солнце, ослепительно сверкая по снегу и заставляя всех щуриться, прибавляло к веселости и пестроте уличного петербургского населения, праздновавшего пятый день Масленицы (Д. Григорович).
№5. Дайте лингвистическое толкование шутки: «Характер у меня тяжелый, потому что золотой».
№6. Перед вами фрагмент из «Русской грамматики», посвященный одной из глагольных категорий. Восстановите пропущенные в тексте слова, приведите примеры.
Все __________________________ глаголы управляют винительным падежом, например: _________________________________________. Большинство _________________________________ глаголов образует форму страдательных причастий, например: _________________________________________________________________ . ____________________________ глаголы не управляют винительным падежом, например: ________________________________________________ . Часть ___________________________________ глаголов имеет специальный показатель – __________________________ , например: _________________ . Другие ______________________________ глаголы такого показателя не имеют, например: ______________________________________________ .
№7. Прочитайте отрывки из воспоминаний И. А. Бунина о
Л. Н. Толстом. Подчеркните инфинитивы как члены предложения.
Мечтать о счастье видеть его я начал очень рано.
В ранней молодости я был совершенно влюблен в него, в тот мной самим созданный образ, который томил меня мечтой увидеть его наяву. Мечта эта была неотступная, но как я мог тогда осуществить ее? Поехать в Ясную Поляну?
Раз я не выдержал: в один прекрасный летний день внезапно приказал оседлать своего верхового «киргиза» и поскакал в Ефремов. Но, доскакав до Ефремова, испугался, решил обдумать дело серьезнее.
№8. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, восстановив недостающие фрагменты текста.
… видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. … дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «…», стоя в двух шагах от … .
1. Кто автор этих воспоминаний?
____________________________________________________
2. Перед кем читал стихи начинающий поэт?
_________________________________________________
3. Как называется стихотворение, которое прочел поэт?
_____________________________________________________________
№9. Соотнесите авторов, название произведений (1), жанры (2), поместив их в нужную графу таблицы.
1) «Лесной царь», «Недоросль», «Ионыч», «Мертвые души», «Русский язык»;
2) стихотворение в прозе, поэма, баллада, комедия, рассказ.
№10. Какие произведения русской литературы вдохновили композиторов на создание этих произведений?
1) Опера С. Рахманинова «Алеко»
______________________________________________________________
2) Опера П. И. Чайковского «Черевички»
______________________________________________________________
3) Опера А. Бородина «Князь Игорь»
______________________________________________________________
Ссылка на файл с ответами - ссылка