пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (11 класс)

 №1. Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Багрицкого «Стихи о соловье и поэте». Выполните задания.

И птица поет. В коленкоровой мгле

Скрывается гром соловьиного лада…

Под клеткою солнце кипит на столе – 

Меж чашек и острых кусков рафинада.


1) В каких словах все согласные глухие? 

2) В каких словах все согласные звонкие?

3) В каких словах звуков больше, чем букв?

4) В каком слове звуков меньше, чем букв?


№2. Определите значение выделенных в предложениях устаревших слов.

1) Быль и сказка, сливаясь, как струи в реке,

Нам расскажут о подвигах бранных (К. Симонов).

2) Трибун велеречивый спит, и оскудел мудрец (И. Эренбург).

3) Неужто без руля и без ветрил

Мы будем врозь блуждать по морю ночью? (Д. Самойлов)

4) Пусть небо зажжется денницей (В. Брюсов).

5) Как бы  так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно (Н. Гоголь).

6) Тороватому боярину слава! (М. Лермонтов)


№3. Происхождение каких фразеологизмов описано в приведенных ниже текстах? Что означают эти фразеологизмы?


1) Так на географических картах обозначают неисследованные районы.

2) Восходит к распространенному в прошлом в Европе обычаю вождения медведей, быков, лошадей, ослов на веревках с кольцом, продетым через нос.

3) От имени Гомера, изобразившего в «Илиаде» пиршества олимпийских богов и их громогласный смех.

4) Из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», в которой так характеризуется конторщик Епиходов – с ним постоянно случаются какие-нибудь неприятности.

5) В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» эти слова звучат в самый критический момент боя.

6) Восходит ко временам рыцарских турниров. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на копье платок, подаренный ею. Это свое утверждение рыцари отстаивали в поединке.


№4. Найдите в тексте все слова, образованные суффиксальным способом, назовите для них производящее слово, обозначьте словообразовательный суффикс.


Метель! Метель!! Как неожиданно!! А до того времени стояла прекрасная погода. В полдень слегка морозило; солнце, ослепительно сверкая по снегу и заставляя всех щуриться, прибавляло к веселости и пестроте уличного петербургского населения, праздновавшего пятый день Масленицы (Д. Григорович).


№5. Дайте лингвистическое толкование шутки: «Характер у меня тяжелый, потому что золотой».


№6. Перед вами фрагмент из «Русской грамматики», посвященный одной из глагольных категорий. Восстановите пропущенные в тексте слова, приведите примеры.

Все __________________________ глаголы управляют винительным падежом, например: _________________________________________. Большинство _________________________________ глаголов образует форму страдательных причастий, например: _________________________________________________________________ . ____________________________ глаголы не управляют винительным падежом, например: ________________________________________________ . Часть ___________________________________ глаголов имеет специальный показатель –  __________________________ , например: _________________ . Другие ______________________________ глаголы такого показателя  не имеют, например: ______________________________________________ .


№7. Прочитайте отрывки из воспоминаний И. А. Бунина о
Л. Н. Толстом. Подчеркните инфинитивы как члены предложения.


Мечтать о счастье видеть его я начал очень рано.

В ранней молодости я был совершенно влюблен в него, в тот мной самим созданный образ, который томил меня мечтой увидеть его наяву. Мечта эта была неотступная, но как я мог тогда осуществить ее? Поехать в Ясную Поляну?

Раз я не выдержал: в один прекрасный летний день внезапно приказал оседлать своего верхового «киргиза» и поскакал в Ефремов. Но, доскакав до Ефремова, испугался, решил обдумать дело серьезнее.


№8. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, восстановив недостающие фрагменты текста.


 … видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. … дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел  мои «…», стоя в двух шагах от … .


1. Кто автор этих воспоминаний?

____________________________________________________

2. Перед кем читал стихи начинающий поэт?

_________________________________________________

3. Как называется стихотворение, которое прочел поэт?

_____________________________________________________________



№9. Соотнесите авторов, название произведений (1), жанры (2), поместив их в нужную графу таблицы.


1) «Лесной царь», «Недоросль», «Ионыч», «Мертвые души», «Русский язык»;

2) стихотворение в прозе, поэма, баллада, комедия, рассказ.



Автор

Название произведения

Жанр

Д. И. Фонвизин




В. А. Жуковский




Н. В. Гоголь




И. С. Тургенев




А. П. Чехов





№10. Какие произведения русской литературы вдохновили композиторов на создание этих произведений? 

1) Опера С. Рахманинова «Алеко»

______________________________________________________________

2) Опера П. И. Чайковского «Черевички»

______________________________________________________________

3) Опера А. Бородина «Князь Игорь»

______________________________________________________________


Ссылка на файл с ответами - ссылка