пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (9 класс)

 №1. Внимание! «Чужой» среди «своих». Найдите и подчеркните его в каждом ряду, расставив ударение в словах.


1) Средства, щавель, столяр;


2) углубить, облегчить, опошлить;


3) ивовый, дощатый, экспертный;


4) подошва, каталог, крапива;


5) донельзя, донизу, исподволь.


№2. Какое лингвистическое явление обыгрывается в диалоге?


– Папа, а пространство бесконечно?


– Конечно, сынок.


_____________________________________________________________


№3. Перед вами самостоятельная работа Васи Перепёлкина по теме «Состав слова». Нерадивый ученик умудрился в разборе всех слов допустить ошибки. Найдите их. Справа запишите верный вариант деления слов на морфемы.


1) воз-выш-ен-н-ость


1) 

2) привык-


2) 

3) стрем-и-тель-н-ый


3) 

4) коп-и-л-оч-к-а


4) 

5) под-карм-лив-ал-


5) 

6) с-прят-а-в-ши-сь


6) 

7) обогревание


7) 

8) на-до-рв-ан-н-ый


8) 


№4. В чем морфологическая и синтаксическая двусмысленность предложения Хозяин дома спал?


№5. Образуйте от данных глаголов все возможные причастия. Объясните, чем обусловлена способность некоторых глаголов образовывать все четыре формы причастий.

Глагол


Действительное причастие настоящего времени

Действительное причастие прошедшего времени

Страдательное причастие настоящего времени

Страдательное причастие прошедшего времени

1) листать






2) мечтать






3) задуматься






4) слышать






5) запретить






6) сдуть







№6. Из высказывания известного английского писателя, художника и искусствоведа Джона Рескина выпишите все подчинительные словосочетания. Определите в них вид связи.


«Поскольку жизнь очень коротка, а свободных часов очень мало, мы не должны тратить ни один из них на чтение малоценных книг».


№7. Прочитайте блистательный перевод рубаи Омара Хайяма, сделанный Николаем Стрижковым. Подчеркните в стихотворении главные члены предложения. Ответив на вопросы, примите участие в синтаксической игре «Сколько?».

Известно, в мире всё лишь суета сует:

Будь весел, не горюй, стоит на этом свет.

Что было, то прошло, что будет, неизвестно, –

Так не тужи о том, чего сегодня нет. 

1) Сколько в стихотворении двусоставных предложений?


__________________________________________________________________


2) Сколько в стихотворении односоставных определенно-личных предложений?


___________________________________________________________________


3) Сколько в стихотворении односоставных безличных предложений?


__________________________________________________________________ 

№8. Ответьте на вопросы литературной викторины, посвященной «Слову о полку Игореве».


1) В каком веке происходят события, описываемые в «Слове о полку Игореве»?

_____________________________________________________________________


2) Какие события положены в основу «Слова о полку Игореве»?

_______________________________________________________________________


3) В какой части «Слова о полку Игореве» выражена основная идея произведения?

_______________________________________________________________________


4) К какому жанру можно отнести «Слово о полку Игореве»?

_______________________________________________________________________


5) В каком из эпизодов ярче всего выражается лирический пафос «Слова о полку Игореве»?

_______________________________________________________________________


6) Какой русский поэт выразил свое восхищение «Словом о полку Игореве» словами «Я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, и пожаров, и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы»?

_______________________________________________________________________


№9. Многие реплики из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» стали крылатыми выражениями.  Докажите это, восстановив их. Под каждой фразой укажите, кто из героев произведения произносит данную реплику.

1) «Над кем _____________________ ? Над собой ____________________!»


___________________________________________________________________


2) «А больным у нас хорошо. Все, как мухи  ________________________ ».


______________________________________________________________________


3) «И ________________________________________ в дороге пригодится».


______________________________________________________________________


4) «Оно, конечно, ____________________________________________ герой,  но зачем же стулья ломать?»

____________________________________________________________________



5) «В детстве  ___________________________________________ его ушибла».


______________________________________________________________________


6) «Я с ________________________________________ на дружеской ноге».


______________________________________________________________________


№10. Прочитайте отрывок из письма, написанного известным русским поэтом 25 декабря 1857 года. Адресатом этого послания был не менее известный русский писатель. Назовите друзей по переписке. О каком произведении идет речь в письме?

«Повестьпрелесть как хороша! От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в искреннем восторге от этой повести»

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Ссылка на файл с ответами - ссылка