№1. Внимание! «Чужой» среди «своих». Найдите и подчеркните его в каждом ряду, расставив ударение в словах.
1) Средства, щавель, столяр;
2) углубить, облегчить, опошлить;
3) ивовый, дощатый, экспертный;
4) подошва, каталог, крапива;
5) донельзя, донизу, исподволь.
№2. Какое лингвистическое явление обыгрывается в диалоге?
– Папа, а пространство бесконечно?
– Конечно, сынок.
_____________________________________________________________
№3. Перед вами самостоятельная работа Васи Перепёлкина по теме «Состав слова». Нерадивый ученик умудрился в разборе всех слов допустить ошибки. Найдите их. Справа запишите верный вариант деления слов на морфемы.
№4. В чем морфологическая и синтаксическая двусмысленность предложения Хозяин дома спал?
№5. Образуйте от данных глаголов все возможные причастия. Объясните, чем обусловлена способность некоторых глаголов образовывать все четыре формы причастий.
№6. Из высказывания известного английского писателя, художника и искусствоведа Джона Рескина выпишите все подчинительные словосочетания. Определите в них вид связи.
«Поскольку жизнь очень коротка, а свободных часов очень мало, мы не должны тратить ни один из них на чтение малоценных книг».
№7. Прочитайте блистательный перевод рубаи Омара Хайяма, сделанный Николаем Стрижковым. Подчеркните в стихотворении главные члены предложения. Ответив на вопросы, примите участие в синтаксической игре «Сколько?».
Известно, в мире всё лишь суета сует:
Будь весел, не горюй, стоит на этом свет.
Что было, то прошло, что будет, неизвестно, –
Так не тужи о том, чего сегодня нет.
1) Сколько в стихотворении двусоставных предложений?
__________________________________________________________________
2) Сколько в стихотворении односоставных определенно-личных предложений?
___________________________________________________________________
3) Сколько в стихотворении односоставных безличных предложений?
__________________________________________________________________
№8. Ответьте на вопросы литературной викторины, посвященной «Слову о полку Игореве».
1) В каком веке происходят события, описываемые в «Слове о полку Игореве»?
_____________________________________________________________________
2) Какие события положены в основу «Слова о полку Игореве»?
_______________________________________________________________________
3) В какой части «Слова о полку Игореве» выражена основная идея произведения?
_______________________________________________________________________
4) К какому жанру можно отнести «Слово о полку Игореве»?
_______________________________________________________________________
5) В каком из эпизодов ярче всего выражается лирический пафос «Слова о полку Игореве»?
_______________________________________________________________________
6) Какой русский поэт выразил свое восхищение «Словом о полку Игореве» словами «Я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, и пожаров, и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы»?
_______________________________________________________________________
№9. Многие реплики из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» стали крылатыми выражениями. Докажите это, восстановив их. Под каждой фразой укажите, кто из героев произведения произносит данную реплику.
1) «Над кем _____________________ ? Над собой ____________________!»
___________________________________________________________________
2) «А больным у нас хорошо. Все, как мухи ________________________ ».
______________________________________________________________________
3) «И ________________________________________ в дороге пригодится».
______________________________________________________________________
4) «Оно, конечно, ____________________________________________ герой, но зачем же стулья ломать?»
____________________________________________________________________
5) «В детстве ___________________________________________ его ушибла».
______________________________________________________________________
6) «Я с ________________________________________ на дружеской ноге».
______________________________________________________________________
№10. Прочитайте отрывок из письма, написанного известным русским поэтом 25 декабря 1857 года. Адресатом этого послания был не менее известный русский писатель. Назовите друзей по переписке. О каком произведении идет речь в письме?
«Повесть … прелесть как хороша! От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в искреннем восторге от этой повести …»
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Ссылка на файл с ответами - ссылка