1. В каких рядах во всех словах ударение падает на предпоследний слог? Отметьте соответствующие ряды.
1) Спелеолог, офтальмолог, этимолог, каталог;
2) синонимия, полисемия, агрономия, метонимия;
3) полиграфия, монография, литография, кинематография;
4) гуслей, бантов, пеней, договоров;
5) опоясать, предвосхитить, приняться, исчерпать.
2. Ученики получили задание подобрать к выделенным словам другие слова, состоящие из тех же звуков, но отличающиеся их последовательностью. Найдите и подчеркните правильные варианты выполнения задания.
Карета – ракета, серп – перс, кулон – клоун, мазал – алмаз, деталь – делать, отель – лето, каре – река, кони – инок, тьма – мать, баня – баян.
3. Внимание! «Чужой» среди «своих». Найди его в каждом ряду, определив способы образования слов.
Начисто, обдумать, привкус, сверхчеловек, диспропорция;
лесостепь, теплоотдача, термоэлемент, антимонополия, полуось;
быстроглазый, быстрорастворимый, быстроногий, быстроходный, быстросменный;
одуматься, успокоиться, срастись, разговориться, докричаться;
беспорядочный, загородный, предгорье, присуждение, понизить;
добропорядочность, подговаривать, присвоить, акулий, ворчунья.
4. Найдите фразеологизмы в данных предложениях и определите их значение.
Михаил Илларионович говорил в кругу своей семьи: «Я – калиф на час». (Л. Раковский).
В этой связи во всех падежах просклоняли Лонк де Лоббеля с его проектом железной дороги Канск-Аляска. (С. Сартаков).
Гусар Пыхтин гостил у нас; уж как он Танею прельщался. Как мелким бесом рассыпался! (А. Пушкин).
«Обещал вместе с Пашей, а сам лезет на рожон один», – ворчала мать. (М. Горький).
Сам в калошу сел, а теперь возражений не допускаешь. (Н. Антонов).
Я не могу каждый день менять своего распоряжения только из-за того, что ты сума перемётная. (М. Салтыков-Щедрин).
«Ты хочешь в гусарские юнкера перейти? Так вот не перейдёшь, гриб съешь», – прибавил Семён Иванович. (М. Достоевский).
В годину мрака и печали,
Как люди русские молчали,
Глас вопиющего в пустыне
Один раздался на чужбине. (Н.Огарёв).
5. В данных предложениях подчеркните сказуемое и определите его тип.
Ты теперь не так уж будешь волноваться, мамочка.
Я был намерен любить весь мир.
Домой Архип пришёл какой-то встревоженный.
Кто этот восторженный незнакомец?
Пусть свет и радость прежних встреч нам светят в трудный час.
Тебя расспросить я пришла сегодня по указанию отца.
Всё минулое забыто нами не случайно.
Почему ты часто считаешь ворон?
Слёзы опять начали мешать мне рассказывать вчерашнюю историю.
Этот Яковлев – любитель пошутить в сложной ситуации.
6. Выпишите словосочетания со связью согласование. Определите, какими частями речи выражены компоненты таких словосочетаний и в чём они согласуются друг с другом.
Иные мнения, четыре овчарки, обеих подруг, товар получше, их план, шести дирижаблей, что-то радостное, цвет хаки, расстроенный человек, хвост лисы.
7. Раскройте скобки, выбрав слитное, дефисное или раздельное написание: (пол)стакана, (пол)спальни, (пол)лица, (пол)овина, (пол)очка, (пол)зубра. Сколькими способами это можно сделать, чтобы из каждого выражения получилось правильное слово или словосочетание? Поясните каждый случай написания примерами.
8. Соотнесите названия произведений с авторами, жанрами и художественными направлениями, к которым критика относит эти произведения:
9. Проникните в творческую лабораторию великого русского поэта. Восстановите поэтические строки М. Ю. Лермонтова. В скобках укажите названия произведений.
1) Есть сила благодатная В _____________ слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. (_______________________________)
2) В небесах торжественно и чудно! Спит земля в _____________ голубом....
(______________________________________________)
3) Он был, казалось, лет шести, Как серна _____________ , пуглив и дик.
(______________________________________)
4) Он пел о блаженстве безгрешных духов Под _____________ райских садов. (_______________________________________)
10. Узнайте литературоведческие термины по их определениям:
_________________________________________ — это эмоциональное содержание художественного произведения, ожидаемый автором эмоциональный отклик читателя.
_________________________________________ — это разновидность романа, где в сложных, экстремальных или кризисных жизненных ситуациях характеры героев раскрываются во всём разнообразии их психологического состояния, которое проявляется во взаимоотношениях с другими людьми, социальной средой.
_________________________________________ — это художественный приём, связанный с причудливым и контрастным сочетанием реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
Ссылка на файл с ответами - ссылка