пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2020/2021 учебный год (9 класс)

 1. В каких рядах во всех словах ударение падает на предпоследний слог? Отметьте соответствующие ряды.

1) Спелеолог, офтальмолог, этимолог, каталог;

2) синонимия, полисемия, агрономия, метонимия;

3) полиграфия, монография, литография, кинематография;

4) гуслей, бантов, пеней, договоров;

5) опоясать, предвосхитить, приняться, исчерпать.


2. Ученики получили задание подобрать к выделенным словам другие слова, состоящие из тех же звуков, но отличающиеся их последовательностью. Найдите и подчеркните правильные варианты выполнения задания. 

Карета – ракета, серп – перс, кулон – клоун, мазал – алмаз, деталь – делать, отель – лето, каре – река, кони – инок, тьма – мать, баня – баян. 


3. Внимание! «Чужой» среди «своих». Найди его в каждом ряду, определив способы образования слов.


  1. Начисто, обдумать, привкус, сверхчеловек, диспропорция;

  1. лесостепь, теплоотдача, термоэлемент, антимонополия, полуось;


  1. быстроглазый, быстрорастворимый, быстроногий, быстроходный, быстросменный;

  1. одуматься, успокоиться, срастись, разговориться, докричаться;

  1. беспорядочный, загородный, предгорье, присуждение, понизить;

  1. добропорядочность, подговаривать, присвоить, акулий, ворчунья.


4. Найдите фразеологизмы в данных предложениях и определите их значение.

  1. Михаил Илларионович говорил в кругу своей семьи: «Я – калиф на час». (Л. Раковский).

  1. В этой связи во всех падежах просклоняли Лонк де Лоббеля с его проектом железной дороги Канск-Аляска. (С. Сартаков).

  1. Гусар Пыхтин гостил у нас; уж как он Танею прельщался. Как мелким бесом рассыпался! (А. Пушкин).

  1. «Обещал вместе с Пашей, а сам лезет на рожон один», – ворчала мать. (М. Горький).

  1. Сам в калошу сел, а теперь возражений не допускаешь. (Н. Антонов).

  1. Я не могу каждый день менять своего распоряжения только из-за того, что ты сума перемётная. (М. Салтыков-Щедрин).

  1. «Ты хочешь в гусарские юнкера перейти? Так вот не перейдёшь, гриб съешь», – прибавил Семён Иванович. (М. Достоевский).


В годину мрака и печали, 

Как люди русские молчали, 

Глас вопиющего в пустыне 

Один раздался на чужбине. (Н.Огарёв).


5. В данных предложениях подчеркните сказуемое и определите его тип.

  1. Ты теперь не так уж будешь волноваться, мамочка.

  1. Я был намерен любить весь мир.

  1. Домой Архип пришёл какой-то встревоженный.

  1. Кто этот восторженный незнакомец?

  1. Пусть свет и радость прежних встреч нам светят в трудный час.

  1. Тебя расспросить я пришла сегодня по указанию отца.

  1. Всё минулое забыто нами не случайно.

  1. Почему ты часто считаешь ворон?

  1. Слёзы опять начали мешать мне рассказывать вчерашнюю историю.

  1. Этот Яковлев – любитель пошутить в сложной ситуации.


6. Выпишите словосочетания со связью согласование. Определите, какими частями речи выражены компоненты таких словосочетаний и в чём они согласуются друг с другом.

Иные мнения, четыре овчарки, обеих подруг, товар получше, их план, шести дирижаблей, что-то радостное, цвет хаки, расстроенный человек, хвост лисы.


7. Раскройте скобки, выбрав слитное, дефисное или раздельное написание: (пол)стакана, (пол)спальни, (пол)лица, (пол)овина, (пол)очка, (пол)зубра. Сколькими способами это можно сделать, чтобы из каждого выражения получилось правильное слово или словосочетание? Поясните каждый случай написания примерами.


8. Соотнесите названия произведений с авторами, жанрами и художественными направлениями, к которым критика относит эти произведения:

Произведение

Автор

Жанр

Художественное направление

«Ревизор»




«Демьянова уха»



классицизм

«Лесной царь»

В. А. Жуковский



«Хамелеон»


рассказ


«Мцыри»





9. Проникните в творческую лабораторию великого русского поэта. Восстановите поэтические строки М. Ю. Лермонтова. В скобках укажите названия произведений.

1) Есть сила благодатная В _____________ слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. (_______________________________)

2) В небесах торжественно и чудно! Спит земля в _____________ голубом.... 

(______________________________________________)

3) Он был, казалось, лет шести, Как серна _____________ , пуглив и дик.

(______________________________________)

4) Он пел о блаженстве безгрешных духов Под _____________ райских садов. (_______________________________________)


10. Узнайте литературоведческие термины по их определениям:

  1. _________________________________________ — это эмоциональное содержание художественного произведения, ожидаемый автором эмоциональный отклик читателя.

  2. _________________________________________ — это разновидность романа, где в сложных, экстремальных или кризисных жизненных ситуациях характеры героев раскрываются во всём разнообразии их психологического состояния, которое проявляется во взаимоотношениях с другими людьми, социальной средой.

  3. _________________________________________ — это художественный приём, связанный с причудливым и контрастным сочетанием реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Ссылка на файл с ответами - ссылка