пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2020/2021 учебный год (10 класс)

 1. Назовите слова, в которых произошло оглушение/озвончение парных согласных. Приведите родственные слова, где эти согласные стоят в сильной позиции. В каком случае это невозможно сделать и почему? 

Отверстие, лестница, поддерживать, плот, футбол, свадьба, разработчик, ноздри, подушка.


2. Определите значение выделенных в предложениях устаревших слов. 

1) Впервые тихий край отцов

Услышал бранный звук булата. (А. Пушкин).


2) Это был велеречивый говорун; его речь лилась, как плавный поток. (С. Аксаков).


3) Онегин жил анахоретом;

В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке... (А. Пушкин).


4) Горазд он был балясничать

Носил рубаху красную, 

Поддевочку суконную, 

Смазные сапоги... (А. Некрасов).


5) Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус. (М. Лермонтов)


6) Не проси у богатого, проси у тороватого. (Пословица)


3. Назовите 5 русских фразеологизмов, в которых упоминаются старинные меры веса или длины. Определите значение фразеологизмов.


4. Укажите глаголы, от которых образованы данные слова, графически выделите словообразующие суффиксы. Какое общее значение объединяет эти отглагольные существительные?

Спальня, зимовье, училище, учреждение, (ледяной) каток, раздевалка, (подземный) переход, выставка.


5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова. Закончите начатые фразы подходящими словами из списка, ставя их в нужной форме. 

Словарные слова: Д…ф…рамбы, эп…грам…а, пр….р…гатива, м…з…нтроп, ф…л…нтроп, с…п…р…тист.

  1. Выбор из двух противоположных возможностей – это

  2. Короткое сатирическое стихотворение – это _______________________________

  3. Тех, кто стремится к отделению от целого, называют

  4. Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы назовем

  5. Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поем

  6. Преимущество, исключительное право человека или организации — это

  7. Человеконенавистник – это тот же


6. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.


1. Окна дома не затемнены (_________________)

2. Весной легко (_________________)

3. Я спешу туда ж (_________________)

4. Дядина дача была в десяти верстах от этой станции (_________________)

5. Я верю тебе сердцу вопреки (_________________)

6. День ещё далёк, и люди спят кругом (_________________)

7. Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний (_________________)

8. Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно (_________________)

9. С тех пор как к нам приехала фрейлен, она завела новую моду (_________________)

10. Раз уж на то пошло, слушайте (_________________).


7. Определите, в каких рядах в словосочетаниях представлен один вид подчинительной связи, а в каких – разные виды связи. Укажите виды связи.

1. Увидеть его, его работа. ______________________________________________

2. Пять книг, восьми друзей. ____________________________________________

3. Больше часа, съесть больше. __________________________________________

4. Что-то полезное, полезное кушанье. ____________________________________

5. Любить крюшон, кофе капучино. ______________________________________

6. Приехать летом, любить лето. _________________________________________

7. Трое друзей, сделать втройне. _________________________________________

8. Иная заготовка, третья чашка. ________________________________________

9. Разрешённый ректором, разрешение ректора. ___________________________

10. Уважающие начальника, уважаемые друзья. ____________________________


ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


8. В хронологическом порядке, согласно времени их создания, расположите ранее изученные вами произведения: 

1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

2. И. С. Тургенев «Русский язык»

3. М. Горький «Старуха Изергиль»

4. Н. В. Гоголь «Шинель»

5. Н. А. Некрасов «Русские женщины»


9. Соотнесите авторов, название произведений, жанры, поместив их в нужную графу таблицы.


1) «Перчатка», «Недоросль», «Парадокс», «Мертвые души», «Мы ещё повоюем»;

2) стихотворение в прозе, поэма, баллада, комедия, очерк.


Автор

Название произведения

Жанр

Д. И. Фонвизин



М. Ю. Лермонтов



Н. В. Гоголь



И. С. Тургенев



В. Г. Короленко




10. Узнайте литературоведческие термины по их определениям:

  1. ________________________ – это литературный приём, который выражается в нарушении причинно-следственных связей, например, между поступками героев, во введении в речь героев нелепостей, случайных ассоциаций.

  2. ________________________ – это фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.

  3. ________________________ – это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

  4. ________________________ — художественное направление в литературе XVII — начала XVIII веков, одна из важнейших черт которого — обращение к античному искусству как к эстетическому образцу, эталону. 


Ссылка на файл с ответами - ссылка