пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2020/2021 учебный год (11 класс)

 1. Вспомните произносительные нормы русского литературного языка и в каждом ряду подчеркните «4-е лишнее». Свой выбор кратко обоснуйте.

1) Дверка, карабинер, гололедица, осетр.

2) Академия, деградация, демократия, аккордеон.

3) Анестезия, бенефис, генезис, менестрель.

4) Двоечник, прачечная, суточный, скворечник.

5) Термин, патент, аутентичный, бухгалтерия.


2. Найдите фразеологизмы, определите их значение.

  1. Жил-был пескарь. И отец, и мать у него были умные: потихоньку да полегоньку аредовы веки в реке прожили (М. Салтыков- Щедрин).

2) И там сунуть придётся, и в другом месте барашка в бумажке подарить
(М. Салтыков- Щедрин)

3) Ничего не упомяну… о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара, – о том соусе, который подавался охваченный его винным пламенем (Н. Гоголь).

4) Ежели нет литературы, то это значит, что духовные силы находятся в отсутствии или лежат глубоко под спудом (М. Салтыков-Щедрин).

5) За стеной послышались голоса… «Это Дегтярев! – узнал Туманов в басе одного из своих приятелей. – И ты, Брут, туда же!» (А. Чехов)

3. Вспомните, какие из заключённых в скобки устаревших слов были использованы поэтами и писателями в произведениях из школьной программы. Объясните значение этих слов.

1. Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном (сюртуке, кушаке, куртаге). 

(А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»).

2. Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий (кларнет, лорнет, брегет)

Не прозвонит ему обед. (А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»).

3) Пономарь сделал себе (цигейковые, нанковые, парчовые) на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса. (Н.В.Гоголь, «Ночь перед Рождеством»).

4) Ах! Боже мой! Он (карбонари, камердинер, карабинер)!.. Опасный человек! (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»)

5) Ну, так теперь хотя по-русски прочти (запятки, зады, мадригалы), Митрофанушка. (Д.И.Фонвизин, «Недоросль»)


4. Образуйте от названий городов их жителей во множественном числе, а также мужского и женского пола.

Барановичи ___________________________________________________________

Выборг ______________________________________________________________

Кличев ______________________________________________________________

Лиозно ________________________________________________________________

Липецк ______________________________________________________________

Мирный _____________________________________________________________

Пружаны _______________________________________________________________

Сураж ______________________________________________________________

Таруса ______________________________________________________________

Туапсе ______________________________________________________________


5.Внимание! «Чужой» среди «своих». Найдите и подчеркните его в каждом ряду, определив способы образования слов. Объясните свой выбор.


1. Юго-западный, первосортный, широкоформатный, сероглазый.

2. Врунья, тарелка, скакалочка, выставка.

3. Рассуждение, по-овечьи, межконтинентальный, бесхвостый.

4. Лжесвидетельница, добросердечность, огнемётчик, двухкилометровый.

5. Разгрузка, докрасна, лечение, досрочно.


6.Внешне похожи, но не одно и то же. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.


1. Мой пуловер смотрится хорошо (______________). Мой ягоды тщательно (______________).

2. В гостиной хорошо пахло цветами (______________). Хорошо небо после грозы (______________).

3. Раз виноват, проси прощения (______________). Раз в воскресенье мы вернулись поздно (______________).

4. Благодаря маме остался дома (______________). Благодаря маму за помощь, шёл по тропинке (______________).

5. Он понял, что нужно приехать (______________). Он понял, что случилось (______________).

6. Навстречу нам шёл Егор(______________). Сестра шла навстречу (______________).

7. Расставьте знаки препинания. Определите число частей в составе сложного предложения и установите их границы в составе сложного предложения, составив схему предложения. Определите тип сложного предложения. 

Она побежала в старинную лавку накупила товаров и продумала план своих действий она придет ближе к вечеру будет иметь в руках деньги которые даст дворнику с тем чтобы он ее пустил в дом и не поднимая вуали спросит можно ли подняться поздравить Серёжу и сколько времени она может находиться в квартире. 


8. Соотнесите авторов, название произведений, жанры, литературное направление, поместив их в нужную графу таблицы.

1) «Фелица», «Бедная Лиза», «Старуха Изергиль», «Повесть о том, как один генерал двух генералов прокормил», «К морю»;

2) рассказ, ода, повесть, сказка, элегия;

3) классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм;


Автор

Название произведения

Жанр

Направление

Г.Р. Державин





Н.М. Карамзин





А.С. Пушкин





М.Е. Салтыков-Щедрин





М. Горький






9. Кто из героев русской литературы читает эти книги? Укажите также автора и произведение.

1. Прочёл он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Staёl, Биша, Тиссо,
Прочёл скептического Беля,
Прочёл творенья Фонтенеля,
Прочёл он наших кой-кого,
Не отвергая ничего…

__________________________________________________________________ 

2. «С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтер Скотта, лежавший у меня на столе; то были «Шотландские пуритане»; я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом… Неужели шотландскому барду на том свете не платят за каждую отрадную минуту, которую дарит эта книга?» 

__________________________________________________________________


3. «Я вас дожидалась, дядюшка. Читала теперь книжку… Французскую. Фенелона, о воспитании девиц». 

__________________________________________________________________

4. «В книгах не видал вреда;

 Он, не читая никогда,

 Их почитал пустой игрушкой…» 

__________________________________________________________________


5. Слуга его подал ему разрезанную до половины книгу романа в письмах
m-me Suza. Он стал читать о страданиях и добродетельной борьбе какой-то Amelie de Mansfeld. «И зачем она боролась против своего соблазнителя, — думал он, — когда она любила его? Не мог Бог вложить в её душу стремления, противного его воле. Моя бывшая жена не боролась, и, может быть, она была права». __________________________________________________________________


10. Узнайте литературоведческие термины по их определениям.


1) ________________________ – это стилистический приём, состоящий в расположении слов, выражений, а также средств художественной изобразительности в порядке возрастания их смысловой или эмоциональной значимости.

2) ________________________ – это пропуск того или иного элемента высказывания, который легко восстанавливается из данного контекста или речевой ситуации. 

3) ________________________ – это литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием. 


Ссылка на файл с ответами - ссылка