четверг, 11 марта 2021 г.

III этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2014/2015 учебный год (11 класс)

 Задания по русскому языку

1. Изучение русского ударения традиционно сопряжено с рядом сложностей, которые возникают из-за его кажущейся несистемности. Однако при внимательном отношении можно найти определенные закономерности, облегчающие запоминание. Например, некоторые суффиксы и приставки предопределяют место ударения в слове.

Охарактеризуйте акцентологические закономерности следующих групп слов (учитывайте, что выводы не всегда должны быть категоричными).

1) Глаголы с приставкой вы-.

2) Существительные с суффиксом -знь.

3) Существительные с суффиксом -атай,

4) Прилагательные с суффиксом -чат-.

5) Прилагательные с суффиксом -льн-.


2. Проверим, насколько хорошо вы знаете русские термины свойства (названия родственников). Дайте однословные соответствия следующим определениям.

1)... – отец мужа.

2)... – мать жены.

3)... – брат мужа.

4)... – брат жены.

5)... – сестра мужа.

6)... – сестра жены.

7)... – муж дочери.

8)... – жена сына по отношению к его отцу.

9)... – жена сына для его матери.

10)... – отец одного из супругов по отношению к родителям другого.


3. Смысловую основу ряда русских фразеологизмов составляет это хорошо всем знакомое существительное со значением сваренное из крупы на воде или на молоке кушанье из крупы’. Назовите как можно больше фразеологизмов с этим существительным и объясните их значение.


4. Выполните словообразовательный разбор всех производных слов из стихотворения Б. Пастернака.

Зима приближается. Сызнова

Какой-нибудь угол медвежий

Под слезы ребенка капризного

Исчезнет в грязи непроезжей.


5. Известно, что внутри частей речи существует деление на разряды по значению. Правильно ли сгруппированы слова по разрядам? Ответ кратко обоснуйте.

1. Хинди, Гаити, Дели, Сочи.

2. Багряный, бежевый, беж, хаки.

3. Весь, всяк, всякий, всяческий.

4. Двадцать шестой, первый, семидесятый, семикилометровый.


6. Прочтите § 58 из «Российской грамматики» М. В. Ломоносова. Вставьте пропущенные слова.

«Российский язык избыточествует перед прочими седьмым особливым падежом, который без них нигде не употребляется. Например: город , городахъ, рукахъ, подбдахъ просто сказать нельзя, но (...): въ город, при городахъ, на рукахъ, въ побдахъ. В Славенской грамматике назван он сказателънъш, но свойственнее назван быть может (...)».


7. На факультативных занятиях «Секреты синтаксиса и пунктуации» девятиклассники анализировали предложение Неприятнее всего, когда в такую погоду сидишь один (Н. Гоголь).

1) Ребята поспорили, какой вид придаточной части представлен в этом сложноподчиненном предложении: Леша считает, что это придаточная временная; Катя доказывает, что придаточная условная; Лиза уверена, что это не временная и не условная, но затрудняется в определении вида придаточной. Помогите ребятам разрешить спор. Ответ аргументируйте. -

2) Охарактеризуйте по строению грамматической основы каждую из частей сложноподчиненного предложения.

3) Разберите по членам предложения (подчеркните соответствующими обозначениями).

4) Какой частью речи является выделенное слово?


8. О чем идет речь в приведенных ниже высказываниях?


1) Согласно общепринятой версии, в 2013 году этому важнейшему событию в истории русского (а еще и белорусского, болгарского, македонского, сербского, украинского) языка исполнилось 1150 лет.

2) В 2013 году исполнилось 150 лет со дня выхода в свет первого тома этого хорошо известного каждому лингвисту (да и не только лингвисту) издания.

3) В 2014 году исполняется 65 лет со времени выхода первого издания этой, наверное, самой популярной во второй половине XX и в начале XIX вв. лингвистической работы, количество переизданий которой приближается к тридцати.


Задания по литературе

9. Учащимся было предложено составить сводную таблицу литературных жанров. Ниже дан вариант выполнения задания, в котором допущены ошибки. Предложите исправленный вариант таблицы. Для этого вам нужно: 1) добавить недостающую графу; 2) исключить «лишние» понятия (запишите их после таблицы); 3) исправить ошибки, допущенные при распределении жанров; 4) добавить недостающие жанры.


Эпические жанры

Лирические жанры

Драматические жанры


Беллетристика, былина, мемуары, очерк, роман в стихах, водевиль

Антология, баллада, романс, элегия, ода, стансы

Басня, драма, фарс, новелла


10. Слово, обозначающее это литературное направление, входит не только в словари литературоведческих терминов и литературные энциклопедии. В философском словаре это понятие толкуется как умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.

О каком литературном направлении идет речь? Почему этот термин включен также в музыкальную, театральную и художественную энциклопедии?


11. Имя Иван, как одно из самых популярных в России, активно использовалось классиками в качестве личного имени персонажей. Немало Иванов есть и среди самих русских писателей.

1) Этот Иван является автором нескольких прекрасных романов, которые, к сожалению, в школе не изучаются. Школьникам это имя знакомо благодаря знаменитой критической статье, посвященной анализу известной пьесы. Назовите фамилию писателя, а также заглавие его статьи.

2) Фамилия этого героя по имени Иван стала нарицательной. Автор дает ему такую характеристику: «...молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове...». Назовите произведение и фамилию героя.

3) Что, кроме имени, связывает этих двух Иванов?


12. А. Генис в книге эссе «Американская азбука» активно использует реминисценции из классической русской литературы. Укажите авторов и произведения, откуда взяты данные образы и цитаты.

1) Жители становятся заложниками небоскреба. Он изолирует их от улицы: прямо из подземки сажает в лифт и переносит в поднебесное гнездо квартиры, оборачивающейся ловушкой. Деться из нее некуда: рожденный ползать летать не может.

2) В Новом Свете еще сто - двести лет назад было так мало улиц, фонарей и аптек, что ко всему этому американцы относились не со скукой – с бодрым энтузиазмом.


Ссылка на файл с ответами - ссылка