четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2014/2015 учебный год (11 класс)

 1. Распределите слова на две группы: 1) выделенный согласный произносится мягко, 2) выделенный согласный произносится твердо.


Бартер, демагог, интеграция, дефис, термин, терминал, термос, Одесса.


2. Восстановите пропущенные слова из фрагмента статьи
В. Г. Белинского «Русская литература в 1841 году», подобрав современные соответствия архаизмам.


Так у нас остались древние поэтические слова: ланиты, очи, уста, перси, рамена, заменившиеся прозаическими словами: … .


3. Из однокоренных слов составьте словообразовательные цепочки.


Кротость, укротить, укрощаться, укротиться, кроткий, кротко, укротитель, укротить, укрощать, укротительница.


4. Сколько имен существительных в строчках из стихотворения
А. Вознесенского? Определите их род и склонение.


Я не знаю, как остальные,

Но я чувствую жесточайшую

Не по прошлому ностальгию – 

Ностальгию по настоящему.


5. Разберите по членам предложения. Дайте характеристику выделенным предложениям. Составьте схему сложноподчиненного предложения, определите вид придаточной части.


Но что могло заставить их

Покинуть прах отцов своих

И добровольное изгнанье 

Искать среди пустынь чужих?

Гнев Магомета? Прорицанье?

О нет! Примчалась как-то весть,

Что к ним подходит враг опасный (М. Лермонтов).


6. Вспомните, из каких глав романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» взяты приведенные ниже фрагменты.


1) Мне как-то случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге; тут же стоял батальон пехоты; офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты.

2) В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь, и я заметил, что у него под бешметом надета кольчуга.

3) Между тем моя ундина вскочила в лодку и махнула товарищу рукою; он что-то положил слепому в руку.

4) Мы простились довольно сухо. Добрый … сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности, или от другой причины, протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею!

5) Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука.


7. Какие стилистические фигуры использованы в отрывках из стихотворений М. Ю. Лермонтова?


1) И месяц, и звезды, и тучи толпой

    Внимали той песне святой.


2) Так я молил твоей любви

    С слезами горькими, с тоскою;

    Так чувства лучшие мои

    Обмануты навек тобою.


3) Что без страданий жизнь поэта?

    И что без бури океан?


Ссылка на файл с ответами - ссылка