четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2014/2015 учебный год (10 класс)

 1. Укажите, на каких словах в приведенных ниже предложениях следует поставить ударение, чтобы не смешивать их с другими словами. 

1) Через неделю он привык к муке (В. Лидин). 

2) Вот давай поспорим, чего мы стоим как теоретики (В. Кочетов). 

3) Пахнуло Англией – и морем (М. Цветаева). 

4) Мы вместе с ней ходили по саду, срезали флоксы – белые и лиловые (В. Лидин).

5) Пол был гол как сокол (Е. Евтушенко). 

6) И голова идет от сновидений кругом (Е. Евтушенко).

7) Она привыкла смотреть на него как на чудного или одержимого (В. Лидин). 

8) Признаюсь вам все-таки: когда я повез вашей маме цветы, то подумал, что чудесно было бы встретить вас (В. Лидин). 


2. Ответьте на поставленный вопрос. В качестве ответа используйте фразеологические обороты.


Как говорят: 

1) о чистосердечном, простодушном, откровенном человеке; 

2) о новом человеке, достоинства и недостатки которого неизвестны окружающим; 

3) о человеке, не любящем выходить, выезжать куда-либо; с большой неохотой, с трудом принимающемся за какое-либо дело, ленивом, медлительном; 

4) о человеке, часто меняющем свои решения, намерения, настроения и т. п.; 

5) о человеке, лишенном музыкального слуха; 

6) о человеке, прикидывающемся обиженным, несчастным (с целью разжалобить); 

7) о человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо; 

8) о человеке, причастном к неблаговидному поступку, замешанном в каком-либо нечестном деле? 


3. Как заканчивается известное стихотворение А. Фета? Сколько в нем производных слов? Выпишите их и подберите к каждому из них производящее слово. 


Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света, 

Этот синий свод, 

Этот крик и вереницы, 

Эти стаи, эти птицы, 

Этот говор вод, 

Эти ивы и березы, 

Эти капли – эти слезы, 

Этот пух – не лист, 

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы, 

Этот зык и свист, 

Эти зори без затменья, 

Этот вздох ночной селенья, 

Эта ночь без сна, 

Эта мгла и жар постели, 

Эта дробь и эти трели, 

Это все – … .

4. Определите, в каких предложениях представлены формы одного и того же глагола, а в каких – формы разных глаголов. Укажите постоянные и непостоянные морфологические признаки выделенных глаголов. 


1) За доброе слово все отдал бы, кабы было что отдать

2) Язык из мяса, куда повернешь, туда и поворачивается

3) Чего не объяснил словом, того не объяснишь палкой. 

4) Ворота можно закрыть, но рты людям не закроешь

5) Чем свой язык золотить, позолоти дело! 


5. Какие из приведенных характеристик данного предложения содержат ошибку? Поясните ответ. Постройте линейную и структурно-смысловую схемы предложения. 


Я помню, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры и мебели чехлы снимали (А. Чехов). 


1) Данное предложение состоит из четырех предикативных частей. 

2) Это сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением. 

3) В данном предложении одна главная часть и три придаточные части: изъяснительная, времени и сравнительная. 

4) Придаточные части присоединяются к главной при помощи подчинительных союзов. 

5) В составе данного сложного предложения есть односоставные безличное и неопределенно-личное предложения. 

6) Главное предложение является нераспространенным. 

7) В данном сложном предложении представлены два типа сказуемых – простое глагольное и составное именное. 

8) В данном сложном предложении есть вводное предложение. 

9) В данном сложном предложении два прямых дополнения. 

10) В одной из частей данного сложного предложения есть два обстоятельства цели. 


Задания по русской литературе


6. В литературоведении есть такое понятие, как пуант. Это остроумное, неожиданное или афористическое высказывание в самом конце произведения, его эффектная концовка. Такой прием вносит важный элемент для создания общего впечатления художественности произведения. 

Пуантами являются, например:

  • последняя фраза в … …: «Скучно на этом свете, господа!»

  • финальная реплика в … …: «Вот злонравия достойные плоды!»

  • известная концовка … …: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». 

Восстановите на месте пропусков названия произведений и фамилии их авторов. 


7. Укажите, характеристики каких персонажей романа «Евгений Онегин» А. Пушкина даются в приведенных ниже цитатах.


1) «Острижен по последней моде, как денди лондонский, одет»;

2) «дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»; 

3) «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела»; 

4) «в книгах не видал вреда; он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой»; 

5) «корсет носила очень узкий и русский «н», как N французский, произносить умела в нос»; 

6) «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»; 

7) «капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей»; 

8) «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». 


Ссылка на файл с ответами - ссылка