четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2014/2015 учебный год (9 класс)

 1. В каких рядах во всех словах ударение падает на предпоследний слог?

1) Археолог, криминолог, фармаколог, каталог;

2) омонимия, гастрономия, полисемия, метонимия;

3) телеграфия, полиграфия, каллиграфия, кинематография;

4) ружей, петель, пеней, тортов;

5) принудить, предвосхитить, надоумить, опошлить.



2. В фонетическом стихотворении О. Добровольской подчеркните слова, в которых наблюдается оглушение согласных звуков. Каково лексическое значение слова антураж? Из какого языка оно заимствовано?

Во вторник ты привез мне автостопом букет прекрасных алых роз,

А завтра мы, как всегда, встретимся, несмотря на прогноз, в мороз.

Подсказка надоевшей соседки сработала: на парковке всех ждал экипаж.

Как редко удается за минутное общение заметить этот антураж!


3.  Перед вами зрительный диктант. Решите в нем орфографические и пунктуационные задачи.


Центральная Азия по мнению уч..ных постепе(н,нн)о раскрывает свои тайны. О..даленнейшие п..томки народов (не/ни)когда обитавших (з,с)десь наход..т следы пр..бывания (ни)кому (не)знакомых племен. Минусинские каме(н,нн)ые изв..яния с женскими лицами и (не)понятными нам знаками нанесе(н,нн)ыми задолг.. до скифов совершенно (не)обыкновенные изобр..жения открытые в самое последнее время. В горном районе Северной Монголии обнаруже(н,нн)а ф..номенальная карти(н,нн)ая га(л,лл)ерея. Она распол..же(н,нн)а на высоте двух тысяч(?) метров и сплош(?) тянет(?)ся по скалам на протяжени.. сорока ки(л,лл)ометров. (Не)смотря на свое древнее прои(з,с)хождение изобр..жения людей и животных д..намич(?)ны и выр..зительны. Они очевидно будут тщательно изуче(н,нн)ы однако о некоторых с..нсацио(н,нн)ых открытиях можно говорить уже сейчас. На рисунках изобр..же(н,нн)ы северные олени ушедшие из этих мест (в)след за ледником. Уч..ные предпол..гают что ун..кальным рисункам (не)менее шести тысяч(?) лет (по В. Чивилихину).

4. Сыграйте в морфемную игру «Эта многоликая  К », обозначив во всех словах морфему, в которую входит данная буква.


1) игрушка

4) песчинка

7) таблеточка

10) олененок

2) шестигранник

5) тарелка

8) кое-где

11) охранник

3) грелка

6) читательский

9) звоночек

12) гармонический


5. Найдите в данном предложении местоимения. Определите их разряд по значению и синтаксическую функцию.


Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя (И. Гете).



ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


6. Спустя почти сто лет М. Цветаева так писала о переводе известным русским поэтом произведения немецкого романтика:

«Вещи равновелики. Лучше перевести “.....................................”, чем это сделал ...................................., – нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник».

Восстановите высказывание М. Цветаевой. 

Какой немецкий поэт-романтик был автором данного произведения?



7. Перед вами цитата из программного произведения:

         «Как это, в самом деле, мы так оплошали!»


Ответьте на вопросы мини-викторины «Тайна одной реплики»:

  1. Из какого произведения эта реплика?

  2. Кто автор данного произведения?

  3. Кто произнес эту реплику?

  4. В какой момент повествования произнесена реплика?


Ссылка на файл с ответами - ссылка