четверг, 11 марта 2021 г.

Заключительный этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2013/2014 учебный год (10 класс)

 1. Определите, какими особенностями произношения характеризуются оба слова в каждом ряду: 

1) гололедица, гренадер;

2) какао, каприччо;

3) Майя, Гойя;

4) первого, сегодня;

5) луг, гардероб;

6) профессор, балласт;

7) террариум, дельтаплан;

8) наездник, чувствовать.


2. Найдите среди данных существительных названия: а) жилищ, б) одежды. 


Вигвам, пончо, топаз, саше, паранджа, иглу, плеврит, фанза, сирокко, таймер, сакля, чум, китель, шаровары, шансон, фреска, кишмиш, смокинг, домбра, яранга, эскорт, юрта, памфлет, альянс, вилла, гурман, медиана, сулугуни, рикша, шпинат, френч, драцена, бушлат, мадригал, сутана. 


3. Установите различие в значении фразеологизмов, объединенных в пары. В каких отношениях (синонимических, омонимических и т. д.) они находятся между собой? 


1) Минута в минуту – с минуты на минуту:

2) ломать голову – сломать голову;

3) давать ходу – давать ход;

4) в глубине души – до глубины души.


4. Нулевой словообразовательный суффикс лингвисты называют морфемой-«невидимкой». В каких из приведенных ниже слов есть такая морфема? Подчеркните их. 


Обувь, зверье, отчий, улов, прозелень, овечий, четверть, ложь, приезжий (прилаг.), чернослив, всерьез, пеший, беззубый, физик, супруга, наутро, корректор, ужин, правда, верх, злой, плесневелый, передача, ворчунья, подлиза, семнадцатый, единый, сон. 


5. Назовите исходные слова словообразовательных цепочек, последними компонентами которых являются следующие производные слова. 


Невразумительно, кислотность, водительский, растягиваться, незамедлительно, потемнение, разозлиться, неуправляемый, безрассудство, униженность.


6. В морфологии есть понятие парадигмы. Парадигма – это совокупность всех форм конкретного слова. Она может быть полной и неполной. В неполной парадигме отсутствует одна или несколько форм. Докажите, что у приведенных ниже слов парадигма является неполной. 


Фата, седой, некого, слышать. 


7. Найдите предложения, в которых оба глагола имеют одинаковый набор морфологических признаков. Назовите эти признаки. 


1) Врагу скажи ласковое слово, а другу дай кусок хлеба. 

2) Где дружбой дорожат, там недруги дрожат. 

3) Лучше оступиться, чем оговориться. 

4) В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь. 

5) Кто дрожит, тот и бежит. 

6) Тебя та свинья хвалила, что по городу ходила. 

7) Хорошо на того грозиться, кто гроз боится. 

8) Какую дружбу завел, такую и жизнь провел. 

9) Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. 

8. Определите тип сложного предложения. Постройте его линейную и структурно-смысловую схемы. 


Там, где жизнь, ему привольно, 

Там, где радость, он и рад, 

Там, где боль, ему и больно, 

Там, где битва, он – солдат. 

 А. Твардовский


ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


9. В 1734 году В. Тредиаковский опубликовал «Оду о сдаче города Гданска», адресатом которой была императрица Анна Иоанновна. В 1752 году поэт публикует другую версию оды, значительно ее переделав с учетом перемен, произошедших в русском стихосложении. Ниже представлены фрагменты из обеих редакций оды. Какой из текстов создан раньше, а какой позже? Выбор прокомментируйте.

1)Народы! радостно внемлите;

 Бурливые ветры! молчите:

 Храбру прославлять хощу Анну.


2) О! народы, все внемлите;

Бурны ветры! не шумите:

Анну стих мой воспоет.


 

10. У многих поэтов встречаются своеобразные «автоформулы» собственного творчества, которые лаконично выражают поэтическую программу, характеризуют творческую манеру, понимание назначения творчества.

Каким поэтам принадлежат данные строчки (укажите заглавие)? Раскройте смысл данных автоформул.

1) Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен...

2) …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.


11. Важную идейную роль в известных произведениях играют вставные легенды, притчи. Назовите произведения, в которые авторы (укажите их фамилии) включили данные притчи: о воскрешении Лазаря, об орле и вóроне.


12. Для характеристики героев писатели активно используют образы вещей (личные предметы, предметы интерьера, костюм персонажа и др.). Узнайте героя по описанию транспортного средства.


Несколько повозок с … армянами въехало на двор гостиницы и за ними пустая дорожная коляска; ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток. За нею шел человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый для лакея; в его звании нельзя было ошибиться, видя ухарскую замашку, с которой он вытряхивал золу из трубки и покрикивал на ямщика. Он был явно балованный слуга ленивого барина – нечто вроде русского Фигаро.

– Экая чудная коляска! – сказал … (личное имя штабс-капитана), – верно какой-нибудь чиновник едет на следствие в Тифлис. Видно, не знает наших горок! Нет, шутишь, любезный: они не свой брат, растрясут хоть английскую!

– А кто бы это такое был – пойдемте-ка узнать...

Мы вышли в коридор. В конце коридора была отворена дверь в боковую комнату. Лакей с извозчиком перетаскивали в нее чемоданы.

– Послушай, братец, – спросил у него штабс-капитан, – чья эта чудесная коляска?.. а?.. Прекрасная коляска!.. 

– Чья коляска?... моего господина...

 – А кто твой господин?


Назовите участников сцены (штабс-капитан и его собеседник). Укажите заглавие повести, из которой взят фрагмент, и автора произведения. Как звали хозяина коляски (имя, отчество и фамилия)? Правильным ли оказалось предположение штабс-капитана о хозяине коляски? Какие выводы о герое можно сделать по такому его «окружению» (коляска, лакей)? 

 

Ссылка на файл с ответами - ссылка