четверг, 11 марта 2021 г.

Заключительный этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2013/2014 учебный год (9 класс)

 1. Распределите слова по графам таблицы.


Вокзальный, разжиться, дисгармония, счастье, очутившись, вступиться, вестибюль, исподтишка, женитьба, долгожданный, обсчитав, чистящий, телевидение, вышивка, сдавленный, окрашен.


Все согласные звуки звонкие

Все согласные звуки глухие

Все согласные звуки твердые

Все согласные звуки мягкие






2. Определите, какие существительные могут быть охарактеризованы в словаре эпитетов при помощи следующих прилагательных:


1) Амхарский, белуджский, кабильский, мадурский;

2) чанкирая, калтарая, подвласая, буланая;

3) перистые, ливневые, кучевые, высокослоистые;

4) венценосный, хохлатый, почтовый, странствующий;

5) древнекитайский, зодиакальный, лунный, отрывной;

6) купольная, мансардная, двускатная, пирамидальная;

7) стреловидный, сердцевидный, щитовидный, ромбовидный.


3. Определите, в каких рядах оба слова имеют одинаковое строение. Произведите разбор всех слов по составу.


1) Псевдопереподготовка, супернесговорчивый;

2) малоподготовленный, полупроводник;

3) сверхнепригодность,понавыдумывал;

4) сотрудничество, нагревательный;

5) приумноживший, недораспрямленный.


4. Произведите словообразовательный разбор неологизмов И. Анненского.


1) Ты помнишь сребролистую

Из мальвовых полос,

Как ты чадру душистую

Не смел ей снять с волос?

2) О, как печален был одежд ее атлас,

И вырез жутко бел среди надплечий черных!

3) И сиреневойредью игла

За мерцающей кистью ходила…

4) И, запомнив, невестой в саду

Как в апреле, тебя разубрали, –

У забытой калитки я жду,

Позвонить сторожам не пора ли.

5) Уж не ты ль и колдуешь, жемчужный,

Ты, кому остальные ненужны,

Их не твой ли развел и ущерб

На горелом пятне желтосерп?


5. Узнайте формы слов по заданным грамматическим признакам.


1) _________________ – форма родительного падежа множественного числа существительного дно.

2) _________________ – краткая форма прилагательного определенный мужского рода единственного числа.

3) _________________ – форма родительного падежа числительного шестьсот.

4) _________________ – форма 3-его лица множественного числа будущего времени глагола расклеиться.

5) _________________ – форма множественного числа повелительного наклонения глагола ехать.

6) _________________ – форма 1-ого лица единственного числа будущего времени глагола выздороветь.

7) _________________ – простая форма сравнительной степени прилагательного меткий.

8) _________________ – краткая форма прилагательного светлый мужского рода единственного числа.

9)_________________________________________________________

_________________ – форма дательного падежа единственного числа мужского рода порядкового числительного две тысячи триста двадцать пятый.

10) _________________ – действительное причастие прошедшего времени от глагола расцвести в начальной форме.


6. Исправьте речевые и грамматические ошибки в SMS-сообщениях.


1) Позвони мне! После вчерашних событий я перед всеми выгляжу ошпаренной курицей.

2) Скоро будем в Минске. Проехали большую половину пути.

3) Большое спасибо! Получив твое сообщение, меня охватила огромная радость.

4) Не волнуйся! Между мной и Сергеем установились теплые, доверчивые отношения.

5) Я в дискоклубе. Встретил приехавших друзей на отдых. Вечер прекрасный.

6) Малышка! Я тебе не только подарю роскошные розы, но и первые подснежники.

7) Я сейчас на совещании. Перезвоню попозже. Изложи в двух словах главную суть проблемы.

8) Приезжай поскорее. Мне очень болит голова.


7. Решите мини-тест по синтаксису, выбрав верные утверждения.


1) При примыкании зависимое слово (неизменяемая часть речи или форма слова) связывается с главным только по смыслу.

2) По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3) Составное именное сказуемое может быть выражено кратким страдательным причастием.

4) Неполными могут быть только двусоставные предложения.

5) Главный член безличного предложения может быть выражен личным глаголом в безличном употреблении.

6) Конструкция Пускай тебе сегодня грустно и одиноко, ты не теряй надежды на приход радостных мгновений жизни является бессоюзным сложным предложением.

7) В сложноподчиненном предложении Что ни придумаю, все сразу же находит в моей жизни реализацию, причем незамедлительную средством связи является союзное слово.

8) В сложноподчиненном предложении Но больше всего я люблю те минуты, когда есть возможность пообщаться с Игорем Борисовым придаточная времени.

9) В сложноподчиненном предложении Мой брат Олег – замечательный человек, двери дома которого всегда были открыты для друзей союзное слово выполняет синтаксическую функцию дополнения.

10) Предложение Инна совсем не верит в свои силы, Артур же намерен активно участвовать в телемарафоне является сложносочиненным.


8. Расставьте знаки препинания и раскройте скобки в данных предложениях, учитывая заданные синтаксические характеристики.


I. 1) Преподаватель может быть в отпуске (простое неосложненное вопросительное предложение)

2)Преподаватель может быть в отпуске (повествовательное простое предложение, осложненное вводным словом)


II. 1) Отец строго спросил (Б, б)ыло ли у детей право задерживаться так долго(сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной)

2) Отец строго спросил (Б, б)ыло ли у детей право задерживаться так долго(предложение с прямой речью)


III. 1) Ученики были подготовлены к занятию так что тестовый контроль состоялся.(сложноподчиненной предложения с придаточной следствия)

2) Ученики были подготовлены к занятию так что тестовый контроль состоялся.(сложноподчиненное предложение с придаточной степени)


IV. 1) На консилиум пригласили хирурга анестезиолога кардиолога лечащего врача.(простое предложение, осложненное однородными дополнениями)

2) На консилиум пригласили хирурга анестезиолога кардиолога лечащего врача.(простое предложение, осложненное однородными дополнениями и обособленным приложением)

ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9. Литераторы иногда включают в свои тексты известные фразы из произведений предшественников. Хотя порой оригинальные обороты переживают значительную переделку, их довольно легко узнать. Какие классические строки были переиначены в приводимых ниже примерах? Как они звучат в оригинале? Укажите названия переделанных произведений и их авторов.


1) Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин);

2) Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский).


10. Во многих произведения действие происходит в Москве или в них есть московские сцены, эпизоды. Распределите представленные ниже произведения в соответствующие графы (впишите цифры). 


Нет московских сцен

В Москве происходит всё действие произведения

Есть московские 

сцены, эпизоды*




* Укажите эти эпизоды (озаглавьте их).

1) «Песня про купца Калашникова»;

2) «Евгений Онегин»;

3) «Бородино»;

4) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

5) «Капитанская дочка»;

6) «Хорошее отношение к лошадям»;

7) «Размышления у парадного подъезда»;

8) «Горе от ума».


11. С. Маршак посвятил стихотворение известному писателю, своему современнику. Назовите адресата посвящения (настоящие имя) и его псевдоним. Объясните выбор псевдонима. Как псевдоним связан с творчеством и жизнью писателя?

Как бы случайно взятый псевдоним

Был вызовом, звучал программой четкой,

Казался биографией короткой

Тому, кто был бесправен и гоним.

Перечислите произведения адресата посвящения (два и более).


12. Определения каких жанров древнерусской литературы даются ниже? 


1) Религиозное наставление; 

2) описание добродетельной жизни и духовного подвига людей во имя Бога, второе название – «словесная икона»; 

3) жанр средневековой литературы, в которых путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель;

4) историческое повествование о текущих событиях

Ссылка на файл с ответами - ссылка