1. Распределите слова по графам таблицы.
Вокзальный, разжиться, дисгармония, счастье, очутившись, вступиться, вестибюль, исподтишка, женитьба, долгожданный, обсчитав, чистящий, телевидение, вышивка, сдавленный, окрашен.
2. Определите, какие существительные могут быть охарактеризованы в словаре эпитетов при помощи следующих прилагательных:
1) Амхарский, белуджский, кабильский, мадурский;
2) чанкирая, калтарая, подвласая, буланая;
3) перистые, ливневые, кучевые, высокослоистые;
4) венценосный, хохлатый, почтовый, странствующий;
5) древнекитайский, зодиакальный, лунный, отрывной;
6) купольная, мансардная, двускатная, пирамидальная;
7) стреловидный, сердцевидный, щитовидный, ромбовидный.
3. Определите, в каких рядах оба слова имеют одинаковое строение. Произведите разбор всех слов по составу.
1) Псевдопереподготовка, супернесговорчивый;
2) малоподготовленный, полупроводник;
3) сверхнепригодность,понавыдумывал;
4) сотрудничество, нагревательный;
5) приумноживший, недораспрямленный.
4. Произведите словообразовательный разбор неологизмов И. Анненского.
1) Ты помнишь сребролистую
Из мальвовых полос,
Как ты чадру душистую
Не смел ей снять с волос?
2) О, как печален был одежд ее атлас,
И вырез жутко бел среди надплечий черных!
3) И сиреневойредью игла
За мерцающей кистью ходила…
4) И, запомнив, невестой в саду
Как в апреле, тебя разубрали, –
У забытой калитки я жду,
Позвонить сторожам не пора ли.
5) Уж не ты ль и колдуешь, жемчужный,
Ты, кому остальные ненужны,
Их не твой ли развел и ущерб
На горелом пятне желтосерп?
5. Узнайте формы слов по заданным грамматическим признакам.
1) _________________ – форма родительного падежа множественного числа существительного дно.
2) _________________ – краткая форма прилагательного определенный мужского рода единственного числа.
3) _________________ – форма родительного падежа числительного шестьсот.
4) _________________ – форма 3-его лица множественного числа будущего времени глагола расклеиться.
5) _________________ – форма множественного числа повелительного наклонения глагола ехать.
6) _________________ – форма 1-ого лица единственного числа будущего времени глагола выздороветь.
7) _________________ – простая форма сравнительной степени прилагательного меткий.
8) _________________ – краткая форма прилагательного светлый мужского рода единственного числа.
9)_________________________________________________________
_________________ – форма дательного падежа единственного числа мужского рода порядкового числительного две тысячи триста двадцать пятый.
10) _________________ – действительное причастие прошедшего времени от глагола расцвести в начальной форме.
6. Исправьте речевые и грамматические ошибки в SMS-сообщениях.
1) Позвони мне! После вчерашних событий я перед всеми выгляжу ошпаренной курицей.
2) Скоро будем в Минске. Проехали большую половину пути.
3) Большое спасибо! Получив твое сообщение, меня охватила огромная радость.
4) Не волнуйся! Между мной и Сергеем установились теплые, доверчивые отношения.
5) Я в дискоклубе. Встретил приехавших друзей на отдых. Вечер прекрасный.
6) Малышка! Я тебе не только подарю роскошные розы, но и первые подснежники.
7) Я сейчас на совещании. Перезвоню попозже. Изложи в двух словах главную суть проблемы.
8) Приезжай поскорее. Мне очень болит голова.
7. Решите мини-тест по синтаксису, выбрав верные утверждения.
1) При примыкании зависимое слово (неизменяемая часть речи или форма слова) связывается с главным только по смыслу.
2) По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3) Составное именное сказуемое может быть выражено кратким страдательным причастием.
4) Неполными могут быть только двусоставные предложения.
5) Главный член безличного предложения может быть выражен личным глаголом в безличном употреблении.
6) Конструкция Пускай тебе сегодня грустно и одиноко, ты не теряй надежды на приход радостных мгновений жизни является бессоюзным сложным предложением.
7) В сложноподчиненном предложении Что ни придумаю, все сразу же находит в моей жизни реализацию, причем незамедлительную средством связи является союзное слово.
8) В сложноподчиненном предложении Но больше всего я люблю те минуты, когда есть возможность пообщаться с Игорем Борисовым придаточная времени.
9) В сложноподчиненном предложении Мой брат Олег – замечательный человек, двери дома которого всегда были открыты для друзей союзное слово выполняет синтаксическую функцию дополнения.
10) Предложение Инна совсем не верит в свои силы, Артур же намерен активно участвовать в телемарафоне является сложносочиненным.
8. Расставьте знаки препинания и раскройте скобки в данных предложениях, учитывая заданные синтаксические характеристики.
I. 1) Преподаватель может быть в отпуске (простое неосложненное вопросительное предложение)
2)Преподаватель может быть в отпуске (повествовательное простое предложение, осложненное вводным словом)
II. 1) Отец строго спросил (Б, б)ыло ли у детей право задерживаться так долго(сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной)
2) Отец строго спросил (Б, б)ыло ли у детей право задерживаться так долго(предложение с прямой речью)
III. 1) Ученики были подготовлены к занятию так что тестовый контроль состоялся.(сложноподчиненной предложения с придаточной следствия)
2) Ученики были подготовлены к занятию так что тестовый контроль состоялся.(сложноподчиненное предложение с придаточной степени)
IV. 1) На консилиум пригласили хирурга анестезиолога кардиолога лечащего врача.(простое предложение, осложненное однородными дополнениями)
2) На консилиум пригласили хирурга анестезиолога кардиолога лечащего врача.(простое предложение, осложненное однородными дополнениями и обособленным приложением)
ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9. Литераторы иногда включают в свои тексты известные фразы из произведений предшественников. Хотя порой оригинальные обороты переживают значительную переделку, их довольно легко узнать. Какие классические строки были переиначены в приводимых ниже примерах? Как они звучат в оригинале? Укажите названия переделанных произведений и их авторов.
1) Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин);
2) Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский).
10. Во многих произведения действие происходит в Москве или в них есть московские сцены, эпизоды. Распределите представленные ниже произведения в соответствующие графы (впишите цифры).
* Укажите эти эпизоды (озаглавьте их).
1) «Песня про купца Калашникова»;
2) «Евгений Онегин»;
3) «Бородино»;
4) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
5) «Капитанская дочка»;
6) «Хорошее отношение к лошадям»;
7) «Размышления у парадного подъезда»;
8) «Горе от ума».
11. С. Маршак посвятил стихотворение известному писателю, своему современнику. Назовите адресата посвящения (настоящие имя) и его псевдоним. Объясните выбор псевдонима. Как псевдоним связан с творчеством и жизнью писателя?
Как бы случайно взятый псевдоним
Был вызовом, звучал программой четкой,
Казался биографией короткой
Тому, кто был бесправен и гоним.
Перечислите произведения адресата посвящения (два и более).
12. Определения каких жанров древнерусской литературы даются ниже?
1) Религиозное наставление;
2) описание добродетельной жизни и духовного подвига людей во имя Бога, второе название – «словесная икона»;
3) жанр средневековой литературы, в которых путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель;
4) историческое повествование о текущих событиях.
Ссылка на файл с ответами - ссылка