четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2014/2015 учебный год (10-11 классы)

 1.Расставьте ударения в выделенных словах.

Банкет начался поздним августовским вечером. На столе мгновенно появились свежайшая лососина, языковая колбаса, иваси со свеклой и арахисом под майонезам, вегетарианские щи из крапивы. Шеф-повар, черпая сливовый морс из кастрюли, ухитрялся откупоривать шампанское, наперчить окорок и так умело украшать великолепные торты, что красивее и не придумаешь. Все посетители удивлялись такой развитой кухонной индустрии и не могли предвосхитить, что ещё предложат хлебосольные хозяева, душа которых так щедра на угощение.


2. Сгруппируйте однокоренные слова. Выделите в них корни.

    А) Ноготь, нога, нож, ножовка, ножницы, ножничный,   ножнички, ножовочка, ножище, ножища, ноготок, ногтевой, ножной, ножик, ножевой, ножовочный, ножовый, подножие. 

         Б)  Месить, мести, место, месть, мстить, вместить, смести, месиво, вымесить, метла, метелица, уместный, местный, вымести.

3. Какими частями речи являются выделенные слова?

а) У человека с достаточно сильной волей хватает самообладания,
    чтобы побороть в себе чувство страха.

б) Вознаграждение достаточно, так что сможем себе позволить
    многое.

в) Мне достаточно сделать несколько шагов — и я уже дома.

г) Прозвучавшее с уроком «Достаточно!» очень расстроило меня.

д) Сколько раз я просила его помочь!

е) В окно тихо стукнули: раз, два, три.

ж)      Как - то раз я уже приходила в этот парк.

 з)       Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.


4. Решите орфографические задачи в данном стихотворении.
Каша размеш.. .(н, нн)а,                           Тесто замеш...(нн)о,

Двери навеш... (н,нн)ы,             Сети развеш... (н,нн)ы,   

А фотографии                                                          Ну а портреты –             

В рамках повеш…(н, нн)ы                                    Повсюду навеш…(н, нн)ы      .                                             

Окна закле.. .(н, нн)ы                                              Бомбы, фугасы

И занавеш…(н, нн)ы.                                              Давно обезвреж…(н, нн)ы.                              

Ваши ответы конкретны,                                         Ёлки игрушками

Обдума…(н, нн)ы, взвеш…(н,нн)ы.                      Густо увеш…(н, нн)ы.


5. Слова  меломан, клептоман, графоман, библиоман, галломан, англоман - этимологические родственники. Что они обозначают?

6. Назовите признаки, в соответствии с которыми объединены простые предложения в каждом ряду.

     1) а) В лесу ни звука б) Небо затянуло тучами

         в) Не пора ли собираться и уходить?!

     2) а) Устала? б) Дачи - за городами, в лесу.

         в) На небе ни тучки.

  1. а) А наш-то садовник был человек суетливый и разговорчивый! 

          б) Где ты, Вася? в) Горьких гор дыхание ночное.

  1. а) Неужели не узнал Боброва, старого охотника?!

          б) По правде говоря, доктор продолжал оставаться
              невозмутимым.

   в) Зимой на снегу можно видеть много беличьих, лисьих и
              заячьих следов.


  1. Обозначьте в тексте соответствующими буквами художественные приёмы и средства:


                                 На Немиге снопы стелют головами,

                                   молотят цепами булатными,

                                   на току жизнь кладут,

                                   веют душу от тела.

                                   Немиги кровавые берега

                                   Не добром были посеяны –

                                   Посеяны костьми русских сынов.


       А. Эпитеты

       Б. Сравнения

       В. Метафоры


  1. С кем из героев пьесы А.Н.Островского «Гроза» связаны следующие формы     протеста?

А. Протест-вызов                                               а. Кулигин

Б. Протест-примирение                                     б. Катерина

В. Протест-озорство                                           в. Кудряш


9. Определите, кому из критиков принадлежат следующие оценки Катерины из пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

 А. Полоумная мечтательница, неуемна             а. Д.И.Писарев

 Б. Свежая, здоровая личность,

     бедная женщина                                              б. Н.А.Добролюбов  


Ссылка на файл с ответами - ссылка