четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2016/2017 учебный год (5 класс)

 1. Выпишите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Край, забор, видеть, ехал, первый, гость, подход, вьюн.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. На уроке дали для разбора по составу следующие слова: сестрёнка, плетёнка, плёнка, печёнка, зелёнка. Один учащийся сделал это так:

корень, суффикс -ёнк- и

окончание

корень, суффикс -к- и

окончание

корень и окончание


сестр-ёнк-а

плет-ёнк-а

печён-к-а

зелён-к-а

плёнк-а

Найдите ошибки учащегося и исправьте их.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставьте пропущенные в словах буквы. Объясните их постановку.

Обн..жённые поля,  преобр..жать, принести пок..яние, ко(з/с)ьба яровых, местный обыч..й,  моло(д/т)ьба хлеба, укр..щение хищников.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В сочетании слов посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика).

Разгадайте анаграмму Жиредел Пеон, напишите лингвистический термин. Дайте определение этому термину. 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ученик списывал художественную миниатюру Фёдора Абрамова под названием «Февраль» и что-то напутал. Замените выделенные слова антонимами и восстановите авторский текст.

В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей этой стихии, используя следующие подсказки.

1) Персонаж символизирует счастливый случай, которым главный герой сказки для себя так и не воспользовался.

2) Сказочная гвардия со своим предводителем, охраняющая порядок.

3) Персонаж, символизирующий женскую красоту и умение любить.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей. 

Михаил Юрьевич Лондон

Антон Павлович Андерсен

Марк Лермонтов

Джек Твен

Виктор Петрович Некрасов

Николай Алексеевич Чехов

Ханс Кристиан Астафьев


Ссылка на файл с ответами - ссылка