четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2017/2018 учебный год (8 класс)

 Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Какой согласный звук объединяет эти слова? 

До...атый, бру...атка, расска...ик, перебе...ик, ...астье, весну...атый, ра...епить, му...ина, ре...ик, вра...ать. 

Эти слова объединяет звук ________________________. 


Задание 2. Разберите по составу слова, которые пишутся одинаково, но относятся к разным частям речи. Укажите в скобках эти части речи. 

  1. повернуться правым боком  (___________________) – стоять боком (__________________); 

  2. уезжать сегодня ночью (___________________) – восхищаться звёздной ночью (_________________);

  3. платье коротко  (_________________) – коротко рассказать (_______________________);

  4. мы видим (_________________) солнце – совсем уже не видим (_______________________) месяц за облаками; 

  5. в форточке нет стекла (__________________) – вода ещё не стекла (_________________________). 


Задание 3. Придумайте словосочетания или предложения с приведёнными словами, показывая различие в их значении. Как называются такие слова?

  1. Предать – придать ____________________________________________

  2. ожог – ожёг __________________________________________________

  3. печение – печенье______________________________________________

  4. гребной – грибной _____________________________________________

  5. косный – костный ____________________________________________

Эти слова называются ___________________________________________ . 


Задание 4. Замените данные сочетания слов иностранными словами:

  1. Новое слово - ________________________________________________;

  2. любовь к мудрости - ___________________________________________;

  3. описание книг - _______________________________________________; 

  4. хранилище для звуковых записей - ______________________________;

  5. измеритель времени - __________________________________________.


Задание 5. Распределите предложенные словосочетания в зависимости от вида подчинительной связи между главным и зависимым словами. В отдельную группу выпишите сочетания слов, которые не являются словосочетаниями, и объясните почему. 

Серьёзное дело, самый лёгкий, костюм в клетку, цвет хаки, привычка путешествовать, очень мудрый, вручить призы, буду мечтать, крепкий кофе, вопреки совету, три попугая, говорить негромко, сердит на брата, борьба в одиночку, увлекающийся человек. 

Согласование

Управление

Примыкание

Не является словосочетанием











Задание 6. Определите, двусоставными или односоставными являются следующие предложения. Укажите тип односоставных предложений. 

1) Снегом занесло дорогу. ___________________________________________

2) Дорога занесена снегом. ___________________________________________

3) Снег занёс дорогу. ________________________________________________

4) Необходимо очистить дорогу от снега. _____________________________

5) Очистить дорогу от снега! ________________________________________

6) Очисти дорогу от снега! __________________________________________

7) Дорога, занесённая снегом. ________________________________________

8) По дороге, занесённой снегом, не проехать. __________________________

9) Пора очистить дорогу от снега. ___________________________________

10) Дорогу очистили от снега. ________________________________________


Задание 7. Расставьте пропущенные знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине». Объясните их постановку.

Далёко от тебя о родина святая

Уж целый год я жил в краях страны чужой

И часто о тебе грустил воспоминая

Покой и счастие минувшее с тобой.

И вот в стране зимы болот снегов глубоких,

Где так же одинок и я печалью жил,

Я сохранил в душе остаток чувств высоких

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8. Перед вами  термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.   

  дактиль                  сравнение                        аллегория  

  рассказ                   ямб                                  басня 

  роман                     анапест                          баллада   

  хорей                      метафора                       поэма      

  эпитет                  олицетворение               антитеза 

  гипербола               пословица                       инверсия 

Ответ: 













Задание 9. Определите стихотворный размер. 

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни. (А.С.Пушкин) 

__________________________

 б) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.  (М.Ю.Лермонтов)    

___________________________ 


Задание 10. Определите языковые средства художественной выразительности,выделенные курсивом во фрагментах.

а) Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём. (А. Блок)

_______________________________________


б) Ступит на горы – горы трещат,

Ляжет на воды – воды кипят,

Граду коснётся – град упадает,

Башни рукою за облак кидает. (Г.Р. Державин)

______________________________________


в) Устало все кругом: устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что, наконец, свалился. (А.А. Фет)

______________________________________


г) Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя. (А.С. Пушкин)

____________________________________


Ссылка на файл с ответами - ссылка