четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2017/2018 учебный год (7 класс)

 Задание 1. Ударение в русском языке может выполнять различные смысловые и грамматические функции. С его помощью можно различать разные слова. Поставьте ударение в выделенных словах. Как называются данные пары слов?

1) На бронетранспортере бывает броня, а на билеты броня.

2) Машины бронированные, а места в вагоне бронированные.

3) Танки бронируют, а номера в гостинице бронируют.

Данные пары слов называются _________________________________ .


Задание 2. Восстановите фразеологизмы, которые подверглись изменениям. Запишите их в правильном виде.

Парки Семирамиды, рычаг Фортуны, Каинова декларация, Калиф на неделю, держать сахар сухим.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Решите орфографические задачи в данном стихотворении (нужное подчеркните). Сколько имен прилагательных употребил автор? Подчеркните их. 

Каша размеш..(н,нн)а,

Двери навеш..(н,нн)ы,

А фотографии

В рамках повеш..(н,нн)ы.

Тесто замеш..(н,нн)о,

Сети развеш..(н,нн)ы,

Ну а портреты –

Повсюду навеш..(н,нн)ы.

Окна закле..(н,нн)ы

И занавеш..(н,нн)ы.

Ваши ответы конкретны,

Обдум..(н,нн)ы, взвеш..(н,нн)ы.

Бомбы, фугасы

Давно обезвреж..(н,нн)ы.

Елки игрушками

Густо увеш..(н,нн)ы.

Количество прилагательных ___________ . 


Задание 4. Подчеркните глагол, формой которого является названное причастие.

Решивший (решиться, решать, решить, решаться, прорешать).
Учитывающий (учесть, зачесть, перечесть, учитываться, учитывать).
Сложившийся (складываться, сложиться, складывать, сложить).
Изучаемый (изучать, изучить, изучаться).
Смешивающийся (смешивать, смешать, смешаться, смешиваться).

Задание 5. Восстановите звенья словообразовательной цепочки.

Много - _______________ - множественный.
Голос - ________________ - голосование.
Правда - _______________ - оправдание. 
Пять - _______________ - впятером. 
Думать - ______________ - обдумывать. 

Задание 6. В тексте от данных в скобках глаголов образуйте причастие или деепричастие, расставьте знаки препинания.

По ломаной линии досок (набросать) _______________ тут и там медленно двигалась вереница людей (согнуться) ______________ над тачками (нагрузить) _________________ камнем и навстречу им шла другая с порожними тачками. Шла медленно (растягивать) _______________ минуту отдыха. 


Задание 7.  Найдите ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

Глядя на эту старую фотографию, мне вспомнилась моя молодость.

______________________________________________________________

Лежащая книга на столе прочитана.

______________________________________________________________

Читая стихотворение, по коже у меня пробегал мороз.

______________________________________________________________

Я оглядываюсь и вижу человека, стоявшего в пяти метрах от меня.

_______________________________________________________________

Спрыгнув с трамвая, у человека слетела калоша.

________________________________________________________________

Аспирант ответил на многие вопросы членов Ученого совета, касающихся темы его диссертации.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8. Соотнесите автора и название произведения. 

Произведение

Автор

  1. «Парус»

  2. «Бежин луг»

  3. «Капитанская дочка»

  4. «Тапёр»

  5. «Квартет»

  6. «Толстый и тонкий»

  1. А.С.Пушкин

  2. А.И.Куприн

  3. И.А.Крылов

  4. М.Ю.Лермонтов

  5. А.П.Чехов

  6. И.С.Тургенев


Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Назовите последнее опубликованное при жизни (декабрь 1836 года) прозаическое произведение А.С.Пушкина, его жанр. 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи используются в следующих предложениях?

Рыцарь дрался, как лев. ___________________________________________
Под ним струя светлей лазури,

      Над ним луч солнца золотой. ______________________________________

Исчезла грусти тень. ____________________________________________
Отговорила роща золотая. _______________________________________
Редкая птица долетит до середины Днепра. ________________________

Ссылка на файл с ответами - ссылка