четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2017/2018 учебный год (6 класс)

 Задание 1. Ученику необходимо было составить слова из звуков, образующих слово палитра. Он составил следующие слова: пар, лапа, парта, трап, лира, пир, тир, тара. Правильно ли он выполнил задание? Запишите свой вариант ответа, прокомментируйте его с помощью фонетической записи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, выпишите  существительные, морфемный состав которых соответствует схеме 

Оз…рять, зел…новатый, тиш ?, ск…кать, попл…вок, выск…чить, р…внина, вым…кнуть, тиш…на, колюч?, зел…нь, пл…вец,  ср…внять, обм…кнуть, ср…внить.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Восстановите пословицы.

  1. По одёжке встречают - _______________________________________.

  2. Делу время - _________________________________________________. 

  3. Один с сошкой - ______________________________________________. 

  4. Где родился, ______________________________________________. 

  5. Грамоте учиться _____________________________________________. 


Задание 4. Распределите словосочетания по трём группам. 

а) с качественными именами прилагательными;

б) с относительными именами прилагательными;

в) с притяжательными именами прилагательными;

Медвежья берлога, золотая осень, каменное сердце, заячья норка, серебряное кольцо, золотой характер, каменный дом, золотая медаль, медвежья услуга, серебряный голосок, орлиное гнездо, лисий хвост, лисья шуба.

а) с качественными именами прилагательными: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)  с относительными именами прилагательными ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) с притяжательными именами прилагательными ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. В каком падеже употреблены выделенные имена существительные?

1) Понедельник сменяет вторник. ____________________________________

2) Вот бы сейчас съесть по конфете. _________________________________

3) Она так уверенно идёт по подиуму. _________________________________

5) В детстве я очень боялась грозы. ___________________________________

6) Все восхищались её импресарио.___________________________________


Задание 6. Замените выделенные слова синонимами-фразеологизмами. 

1) Всю четверть он трудился усердно._________________________________

2) Денег в кошельке очень мало. _____________________________________ 

3) Соседнее село расположено совсем близко. __________________________

4) От мальчишек я бежал быстро.____________________________________

5) Иванов работает здесь недавно.____________________________________


Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание. 

А) И при ливне, и при граде

Объявлял «Даёшь!» пр..граде. _____________________________________

Б) Вот вам поступок непр..ступный:__________________________________

Утёс осилить непр..ступный._________________________________________

В) В пр..зидиум спортивные «тузы»___________________________________

Внесли пр..стижные призы. _________________________________________

Г) К письму тебе, правитель ложный,

Приказ пр..ложен непреложный.______________________________________


Задание 8. Исправьте ошибки:

1) И.А. Крылов - «Кириллова уха» ____________________________________

2) Н.А. Некрасов – «Думы у парадного входа» _______________________________________________________________

3) А.С. Пушкин – «Повести Стрелкина» ________________________________

4) М.Ю. Лермонтов -  «Два гиганта» ________________________________

5) В.Г Короленко – «Дети ущелья» ____________________________________


Задание 9. Ответьте, о каком поэте (или писателе) идёт речь.

А) Родился в Москве в 1799 году. Учился в Царскосельском лицее. На него оказала большое влияние няня, которой он посвятил одно из стихотворений. Василий Жуковский подарил ему портрет, на  котором было написано:  «Победителю ученику от побеждённого учителя». _____________________

Б) Его воспитывала бабушка, так как мать рано умерла. Хорошо рисовал, знал несколько иностранных языков. К  25-летию битвы под Бородино написал известное стихотворение. Был отправлен на Кавказ (поводом послужило одно  стихотворение), где погиб на дуэли. __________________

В) Участвовал в Крымской войне. Большую часть своей жизни провёл в Ясной Поляне. Там открыл школу для крестьянских детей. Написал рассказ об офицере Жилине, который попал в плен к татарам и смог убежать. _________________________

Г) Родился в городе Таганроге. Получил профессию врача. Первые произведения не подписывал своей фамилией. Было много псевдонимов. Писал юмористические рассказов. Он говорил: «Краткость – сестра таланта». ______________________

Д) Его отец хотел, чтобы сын стал военным, но он не послушался . За это отец лишил его всяческой поддержки. Любил крестьянских детей, сочувствовал их тяжёлой доле. Любимая река – Волга, которой он посвятил известное стихотворение. ___________________ 


Задание 10. Соотнесите названия усадеб и имена их обитателей. 

а) Покровское                    1) Парамошка;

б) Кистенёвка                    2) Владимир Дубровский;

в) Арбатово                       3) Орина Егоровна;

                                           4) князь Верейский;

                                           5) Архип;

                                           6) Марья Кирилловна.


Ссылка на файл с ответами - ссылка