четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2017/2018 учебный год (8 класс)

  1. Расставьте ударения в словах.

Мельком, иконопись, намерение, приданое, упрочение, сколькими, обеспечение, принявший, столяр, диспансер, запломбировать, закупорить, завидно, феномен, жалюзи.


  1. Выберите из скобок вариант, соответствующий литературной норме.

А) Еще только пол-одиннадцатого, а солнце (жгёт, жжёт) немилосердно.

Б) Женщина на реке (полоскают, полощут) бельё.

В) Сейчас (едьте, поезжайте, езжайте) в госпиталь и узнайте, что случилось.

Г) Не (кладите, ложите) локти на стол во время еды.

Д) Мороз приятно (щипет, щиплет) лицо.


  1. Дайте значения фразеологизмов.

  1. Держать в ежовых рукавицах.

  2. Брать себя в руки.

  3. С гулькин нос.

  4. Поднять на смех.

  5. Рукой подать.

  6. Бить баклуши.

  7. Стреляный воробей.


  1. Определите частеречную принадлежность и синтаксическую функцию выделенного слова в каждом предложении.

  1. Наконец наступило тепло.

  2. Помещение тепло.

  3. Они встретили нас тепло.

  4. Как сегодня тепло!


  1. В каких вариантах допущены ошибки в словоупотреблении? Укажите их и исправьте. 

  1. В магазине имеется богатый выбор блюдец и полотенец.

  2. Трое подружек встретились возле школы.

  3. К связке ключей были прикреплены два брелока.

  4. Купи килограмм апельсин, мандарин, баклажан и помидор.


  1. Решите орфографические задачи.

  1. Что(бы) такое придумать, чтобы развлечь больного? 

  2. Вы так(же) должны быть на собрании.    

  3. Я поблагодарил Дерсу за(то), что он вовремя столкнул меня с плота.  

  4. Он пропустил спектакль, за(то) навестил заболевшего друга.

  5. Он опять повторил то(же) самое.


  1. В японской поэзии есть жанр хокку – нерифмованные трехстишия. Перед вами сюжет известного произведения русской классики, пересказанный на «японский лад». Укажите название и автора произведения.


Только глупый человек

Может спутать столичного франта

С императорским чиновником.


  1. Какие средства художественной выразительности использованы в данных отрывках?

  1. Под окнами

Костер метели белой…


  1. И потому мне

В душу грусть

Вошла, как горькая отрава


  1. А подъехал как ко силушке великой.

Он как-то эту силу великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую.


А) метафора

Б) Эпитет

В) Гипербола

Г) Сравнение

Д) Олицетворение


  1. Укажите номера верных утверждений:

  1. В «Капитанской дочке» повествование ведется от лица Маши Мироновой.

  2. Жанр произведения «Маленький принц» - философская сказка.

  3. Фамилия городничего в комедии Н.Гоголя «Ревизор» - Угрюм-Бурчеев. 

  4. Щедрин – литературный псевдоним писателя. 

  5. Имя одного из главных героев феерии «Алые паруса» А. Грина –  Артур Грэй.


  1. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их именами:
    1) А. П. Чехов                    а) Сорочинцы
    2) Л. Н.Толстой                 б) Ясная Поляна
    3) И. С. Тургенев               в) Спасское-Лутовиново
    4) Н. В. Гоголь                   г) Таганрог

Ссылка на файл с ответами - ссылка