четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2013/2014 учебный год (8 класс)

1. Расставьте ударения в выделенных словах и сгруппируйте их по частям речи в таблице.

Этот цветок красивее всех остальных, прочный кремень, испытывать серьезную неприязнь, зеленый суп из щавеля, вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, оптовый рынок, она клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, обговоренные предложения.


Существительное

Прилагательное

Глагол

Причастие

Ударение

На 1 слог








Ударение

На 2 слог





Ударение

На 3 слог





Ударение

На 4 слог





2. По лексическому значению определите фразеологизм и запишите его в соответствующую строку таблицы.

1.Чудодейственное вещество, которое, может 

возвращать молодость, излечивать болезни, 

превращать металлы в золото.


2.Слабая, уязвимая сторона кого-либо.


3.Добиваться полного взаимопонимания.


4.Находиться в карауле.


5.Причина ссоры


6.Не договоришься, дела не сделаешь.


3.Определите синтаксическую функцию инфинитива и запишите ответ рядом с предложением.

1. У него появилось желание убежать отсюда.____________________________________

2. Не нагнать тебе бешеной тройки!____________________________________________

3. Леса учат человека понимать прекрасное.______________________________________

4. И жизнь хороша, и жить хорошо!_____________________________________________

5. Самые чистые рубахи велит капитан надеть!___________________________________

6. А царица хохотать и плечами пожимать. ______________________________________

7. Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы._______________________________

8. Не раз поднималось в её душе желание высказать всё.___________________________

4. Установите соответствия между предложениями и их характеристиками, заданными под определённой цифрой. Поставите рядом с каждым предложением соответствующую цифру (знаки препинания в предложениях не расставлены).

А. И день и ночь по снеговой пустыне 

спешу к вам голову сломя.

1 – предложение с обособленным определением;

Б. Книги Антуана де Сент-Экзюпери поэта 

мыслителя и пилота написаны с безмерной

любовью к жизни.

2 - предложение с обособленным приложением;

В. Вода в заливе как будто чёрная тушь.

3 – предложение с обособленным обстоятельством;

Г. Теряя последние силы пеликан бросил

прощальный  взгляд  на гнездо и вздрогнул…

4 – предложение с вводной конструкцией;

Д. Веселые и довольные они шли рядом.

5 - предложение со сравнительным оборотом;

Е. Горный воздух без всякого сомнения 

действует благотворно на здоровье человека.

6 – предложение без обособленных членов.

Ж. Приятно пахнущие по вечерам фиалки наполняли веранду сладким ароматом.


З. К концу охоты утки словно на прощание 

стали подниматься целыми стаями.


____________________________________________________________________________

5.Найдите нарушения синтаксических норм в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. 

  1. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом. ______________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. В подарок я не только получил марки, но и прекрасный альбом.__________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3) Могучие, оставленные камни ледниками, напоминают Васнецова._________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4) Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.____________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5) Он может совершить проступки, убийство, конокрадство.________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6) Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. О ком из литературных героев идёт речь? Назовите автора и название произведения.

1) «Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась…»._________________________________________________________________

2) «…чрезвычайно тонкий человек и в порядочном разговоре никогда не скажет неприличного слова и тотчас обидится, если услышит его»._________________________

____________________________________________________________________________

3) «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».__________________

____________________________________________________________________________

7. Какое образное средство выделено в стихотворном отрывке? Кто автор этих строк?

Может быть, - старая – 

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла.

Только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

8. Определить размер стихотворных отрывков. Указать способы рифмовки.

1) Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня. _________________________________________________________

2) Из записной потёртой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.


Ссылка на файл с ответами - ссылка